Можно ли граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, принудительно переселять в помещения маневренного жилищного фонда?
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92, п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для проживания граждан, у которых в числе прочего жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции*(1).
Часть 2 ст. 106 ЖК РФ определяет сроки заключения договора найма жилого помещения маневренного фонда. Такой договор заключается на период до завершения расчетов с гражданами, указанными в п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
Из приведенных норм следует, что переселение граждан в маневренный жилищный фонд в связи с признанием дома аварийным основано на договоре, в отсутствие которого такое переселение, на наш взгляд, невозможно.
Кроме того, необходимо учитывать, что правоотношения по предоставлению жилого помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в доме, подлежащем сносу, регулируются ст. 85, ст. 86 ЖК РФ, в соответствии с которыми такие граждане подлежат выселению из этих жилых помещений с предоставлением им других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. При этом п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
На этом основании мы считаем, что предназначение помещений маневренного фонда для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ), само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение в принудительном порядке при отсутствии согласия со стороны нанимателя жилого помещения, даже в том случае, когда проживание в таком доме небезопасно для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Следовательно, наниматели вправе самостоятельно принять решение о необходимости обращения к собственнику с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда в случае, если дальнейшее использование жилого помещения будет невозможно.
В разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г. (далее - Обзор), отмечено: если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома, соответственно, плана переселения граждан (решение Ужурского районного суда Красноярского края от 16 марта 2020 г. по делу N 2-78/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 июля 2020 г. по делу N 33-7532/2020, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2021 г. по делу N 2-3014/2021).
Равным образом положения ст. 95 ЖК РФ не устанавливают обязанности и для собственников жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по переселению в жилые помещения маневренного фонда, что подтверждается и судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 января 2019 г. по делу N 33-1684/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 27 апреля 2021 г. по делу N 33-4436/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 26 февраля 2020 г. по делу N 33-746/2020).
Как следует из приведенного Обзора, то обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности, ст. 32 ЖК РФ (апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 28 октября 2020 г. по делу N 33АП-3229/2020).
Полагаем, что и в этом случае временное переселение жильцов из аварийных помещений в маневренный жилищный фонд должен носить добровольный характер.
Справедливости ради отметим, что отдельные суды придерживаются иного мнения, принимая решения о выселении граждан из аварийного жилого помещения в маневренный жилищный фонд лишь на том основании, что это предусмотрено п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 г. N 88-14330/2020; решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 марта 2021 г. по делу N 2-2990/2021), Однако данная норма, определяя предназначение помещений маневренного жилого фонда, не предусматривает возможность принудительного переселения граждан в такие помещения из аварийных домов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
30 июня 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пунктом 3.1 ст. 95 ЖК РФ дополнена Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ с 28 декабря 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"