Постановление Мэра г. Томска от 25 апреля 1997 г. N 200
"Об утверждении "Положения о порядке размещения, содержания
и обслуживания объектов и зон мелкорозничной торговли
в городе Томске"
25 ноября 2002 г.
Постановлением Мэра г. Томска от 24 сентября 2008 г. N 732 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения и обеспечения должного контроля, приведения объектов и зон мелкорозничной торговли к соответствующим архитектурно-худоджественным и санитарноэкологическим требованиям на территории г.Томска,
Постановляю:
1. Утвердить и принять к исполнению с 1 мая 1997 года "Положение о порядке размещения, содержания и обслуживания объектов и зон мелкорозничной торговли в г.Томске".
2. Обязать территориальные управления г.Томска (Нужный М.Б., Дронников А.М., Диденко Н.В., Клименко В.М.) в срок до 15 июня 1997 года разработать и представить на утверждение план мероприятий по выполнению требований данного Положения.
3. Постановление опубликовать в газете "Томский вестник".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Мэра г.Томска Рутмана М.Г.
Мэр города Томска |
А.С.Макаров |
Положение
о порядке размещения, содержания и обслуживания объектов
и зон мелкорозничной торговли в городе Томске
25 ноября 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок размещения (расширения, реконструкции, продления сроков эксплуатации), содержание и обслуживание объектов мелкорозничной торговли на территории города Томска и обязательно для соблюдения всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правового статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве частных предпринимателей без образования юридического лица.
1.2. Настоящее Положение действует наряду с правилами и нормами,регламентирующими правила торговли на территории города Томска, и другими законодательными актами, не противоречащими законодательству Российской Федерации;
1.3. Изменения и дополнения к настоящему Положению могут быть внесены в установленном порядке, если они не противоречат настоящему Положению.
1.4. Настоящее Положение вводится в действие с момента его принятия и действует до его отмены.
2. Основные понятия и термины
2.1. Стационарные объекты мелкорозничной торговли.
2.1.1. Торговый киоск - отдельно стоящее или сблокированное с другими сооружение площадью до 20 кв.м, оборудованное остекленными витринами и торговым окном для продажи товаров.
2.1.2. Торговый павильон - отдельно стоящее или сблокированное с другими сооружение площадью свыше 20 кв.м, оборудованное остекленными витринами, прилавками для продажи товаров, и имеющее торговый зал, доступный для покупателей, площадью не менее 6 кв.м.
2.1.3. Торговый навес - крытое сооружение с ограждающими стенами или без них, оборудованное прилавком для продажи товаров в составе торговых рядов рынков.
2.1.4. Стационарные объекты требуют, как правило, специальной подготовки территории в виде легких фундаментов, цоколей, площадок.
2.2. Нестационарные объекты мелкорозничной торговли:
2.2.1. Торговая палатка - легкое сборно-разборное сооружение с прилавком, имеющее, как правило, тентовые ограждающие конструкции.
2.2.2. Легкое торговое оборудование - открытые и крытые прилавки, столы, лотки, горки, витрины, складные контейнеры, вешалки, зонты и прочие передвижно-переносные сборно-разборные конструкции для выносной торговли.
2.2.3. Мобильный торговый объект - автомобили, авто- и мотофургоны и прицепы, вело- и мототележки и прочие передвижные объекты с механическим приводом.
2.2.4. Нестационарные объекты не требуют, как правило, специальной подготовки территории и устанавливаются на существующее твердое покрытие на время торговли сроком до одних суток.
2.3. Зоны мелкорозничной торговли.
2.3.1. Торговый комплекс - территория с размещенными на ней тремя и более стационарными объектами, объединенными единой архитектурно-художественной композицией и комплексным благоустройством территории.
2.3.2. Остановочный комплекс - территория остановки общественного транспорта с размещенными на ней стационарным остановочным павильоном (навесом) в комплексе с одним или несколькими торговыми киосками или павильонами, а при необходимости с киосками по продаже абонементных билетов или диспетчерским пунктом, объединенными единой архитектурной композицией и благоустройством.
2.3.3. Продовольственный, вещевой, специализированный рынок - специально подготовленная, огражденная территория с размещенными на ней торговыми рядами,тележками,оборудованными навесами,лотками,контейнерами и другими объектами мелкорозничной торговли стационарного и нестационарного типа с общим количеством рабочих мест более 25, объединенными единой архитектурно-художественной композицией и комплексным благоустройством территории.
2.3.4. Мини-рынок - территория с размещенными на ней торговыми навесами, палатками и другими, как правило, нестационарными объектами мелкорозничной торговли с количеством мест до 25, объединенных единой архитектурно-художественной композицией и общим благоустройством.
2.3.5. Зона выносной торговли - благоустроенная территория, предназначенная для кратковременного размещения от одного до 15 торговых мест, оснащенных легким торговым оборудованием.
2.3.5. Зона мобильной торговли - благоустроенная территория, предназначенная для размещения одного и более мобильных объектов торговли.
2.3.7. Торговая ярмарка - благоустроенная территория с размещенными на ней нестационарными объектами мелкорозничной торговли для сезонной, праздничной или рекламной продажи товаров, объединенными единой архитектурно-художественной композицией.
2.3.8. Летнее кафе - благоустроенная территория при магазинах, предприятиях общественного питания, объектах мелкорозничной торговли, оборудованная мебелью, тентами, навесами, зонтами, ограждениями, урнами для мусора и другими малыми архитектурными формами.
3. Требования к объектам мелкорозничной торговли
3.1. Объекты мелкорозничной торговли относятся к классу временных сооружений и размещаются на территории города временно, до изменения градостроительной ситуации, связанной с застройкой и реконструкцией городских территорий. В связи с этим запрещено применение капитальных строительных конструкций для таких объектов, за исключением случаев, когда градостроительная ситуация позволяет или требует разместить их как капитальные здания и сооружения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, в установленном законом порядке.
3.2. Объекты мелкорозничной торговли должны:
- соответствовать современному уровню архитектуры, дизайна, формировать гармоничную, эстетически полноценную, удобную для проживания городскую среду; учитывать, дополнять и развивать своеобразие архитектурно-художественного облика города Томска;
- иметь в своем оформлении элементы рекламы, визуальных коммуникаций и графического дизайна высокого уровня;
- изготовляться и сооружаться на высоком техническом и строительном уровне, с применением современных материалов и технологий, обеспечивающих сохранение внешнего вида в течение всего срока эксплуатации;
- соответствовать природно-климатическим условиям, строительным, техническим, пожарным, санитарным требованиям и нормам, действующим правилам и нормам торговли.
- соответствовать нормам и правилам, применяемым к объектам торговли и не противоречащим законодательству Российской Федерации.
3.3. Виды объектов розничной торговли, разрешенных для размещения на территории города:
3.3.1. Стационарные объекты, представляющие собой сооружения на основе серийных, унифицированных легких конструкций заводского изготовления, различных архитектурно-планировочных решений, имеющих высококачественную наружную отделку;
3.3.2. Стационарные объекты заводского изготовления стандартного, блочного архитектурно-планировочного решения, имеющие высококачественную наружную отделку и предназначенные специально для розничной торговли;
3.3.3. Нестационарные объекты различных типов, как правило, заводского изготовления;
3.3.4. Перечисленные выше объекты подлежат аттестации для массового размещения их в городе, определенном в пункте 8.7 настоящего Положения.
3.3.5. Стационарные объекты, сооружаемые или изготовляемые по индивидуальным проектам высокого архитектурно-художественного качества, согласованные с главным архитектором города.
3.3.6. Запрещается размещение на территории города следующих видов объектов мелкорозничной торговли:
- изготовленных кустарным способом на низком техническом и эстетическом уровне;
- различного вида контейнеров, вагончиков и других подобных сооружений, приспособленных для мелкорозничной торговли;
Размещенные ранее такие объекты подлежат сносу по истечении сроков аренды земельных участков или замене их на объекты утвержденные в установленном порядке.
4. Требования к размещению объектов и зон
мелкорозничной торговли
4.1. Объекты и зоны мелкорозничной торговли размещаются в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, определяющей их дислокацию на территории города, отдельных микрорайонов, жилых образований, площадей и на других территориях.
4.2. Стационарные объекты должны размещаться в составе торговых комплексов и других зон мелкорозничной торговли.
4.3. Размещение отдельно стоящих стационарных объектов допускается в исключительных случаях, обусловленных градостроительной, архитектурно-художественной и социальной необходимостью.
4.4. Территории зон и объектов мелкорозничной торговли должны иметь комплексное благоустройство территории, включающее в себя твердые покрытия, газоны, цветники и другие элементы озеленения, малые архитектурные формы: скамьи, вазоны, ограждения, светильники, мусорные урны и другие элементы, формирующие единую архитектурно-художественную композицию.
4.5. При размещении зон и объектов мелкорозничной торговли необходимо обеспечить:
- формирование законченных архитектурных ансамблей высокого эстетического уровня, учитывающих особенности окружающей архитектурно-пространственной среды, особенности исторического облика города и ландшафта;
- транспортное обслуживание, безопасное для движения транспорта и пешеходов;
- соблюдение строительных норм и правил, санитарных и пожарных требований и норм, требований по содержанию и очистке территорий, действующих правил и норм торговли;
- беспрепятственный и безопасный доступ к инженерным коммуникациям при их ремонте;
- возможность подключения к инженерным коммуникациям.
4.6. Запрещается размещение объектов мелкорозничной сети:
- на неблагоустроенных территориях;
- на газонах и других озелененных участках без благоустроительных работ по компенсации озелененных участков и насаждений;
- на территории жилых дворов без согласования с жильцами.
5. Требования к проектной документации
5.1. Проекты зон и объектов мелкорозничной торговли разрабатываются на основании разрешающих документов, выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г.Томска.
5.2. Проектная документация разрабатывается квалифицированными лицензированными специалистами на следующих стадиях:
- градостроительного обоснования размещения зон и объектов мелкорозничной торговли в виде концепций, генеральных планов и схем.
5.3. Проектная документация должна быть выполнена на высоком профессиональном уровне, раскрывающем архитектурно-художественный замысел и особенности проектируемых объектов.
5.4. Проектная документация должна быть согласована в установленном порядке.
6. Порядок предоставления земельных участков
для размещения (расширения, реконструкции и продления
сроков эксплуатации) зон и объектов мелкорозничной торговли
См. текст раздела 6
7. Порядок разработки и выдачи
архитектурно-планировочных заданий
7.1. Архитектурно-планировочное задание разрабатывает и выдает за подписью главного художника города главное управление архитектуры и градостроительства, в зависимости от характера зоны или объекта мелкорозничной торговли, на срок:
градостроительное обоснование - до 6 месяцев,
эскизный проект - до 3 месяцев,
рабочие чертежи - до 3 месяцев,
эскизы оформления - до 1 месяца.
По истечении сроков действия архитектурно-планировочного задания земельные участки не резервируются за заявителем.
7.2. Архитектурно-планировочное задание содержит в себе основные требования к проектируемому объекту или зоне и проектной документации (Приложение N 1).
8. Порядок проектирования и согласования
проектной документации
8.1. Проектирование зон и объектов мелкорозничной торговли осуществляется профессиональными, лицензированными специалистами в области архитектуры и дизайна на основании разрешающих документов, выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г.Томска.
8.2. Ввиду специфических особенностей проектируемых зон и объектов, автор проекта обязан вести авторский надзор на всех стадиях строительства, изготовления и оформления объектов, благоустройства территории и присутствовать при вводе объектов в эксплуатацию.
8.3. Проектная документация должна быть согласована с:
- главным архитектором города,
- главным художником города,
- главным архитектором территориального управления мэрии (архитектором района),
- ГАИ, ГорСЭС, районными комбинатами благоустройства или УДСиБ, а также городским комитетом экологии при размещении объектов в зеленых зонах ,
- владельцами инженерных коммуникаций при нарушении нормативных разрывов между объектами и коммуникациями,
- пожарной инспекцией при нарушениях разрывов до зданий и сооружений,
- транспортным отделом мэрии для проектов остановочных комплексов,
- органами охраны памятников в случае размещения зон и объектов в исторической зоне города,
- жильцами при установке вблизи жилых домов и на дворовых территориях,
- председателем комитета потребительского рынка и защиты прав потребителей.
8.4. Проекты объектов и зон, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются на градостроительном совете.
8.5. При рассмотрении проектов, имеющих менее важное градостроительное значение, принимать самостоятельное решение по согласованию или отклонению от согласования данных проектов.
8.6. Паспорта внешнего оформления объектов и зон согласовывает главный художник города.
8.7. Виды и типы объектов мелкорозничной торговли, предлагаемые для массового размещения на территории города в виде промышленных, опытных и натурных образцов, аттестуются комиссией в составе членов градостроительного совета под председательством главного архитектора города.
8.8. Согласованная главным архитектором города проектная документация считается утвержденной и является основанием для подготовки и оформления постановлений мэрии о предоставлении земельных участков для размещения зон и объектов мелкорозничной торговли.
9. Порядок подготовки, оформления и выдачи постановления
мэрии города о предоставлении (расширении, реконструкции,
продлении срока эксплуатации) земельного участка
для размещения зон и объектов мелкорозничной торговли
9.1. Подготовка и оформление проекта постановления мэрии производится главным управлением архитектуры и градостроительства или по его поручению главными архитекторами территориальных управлений мэрии на основании проектной документации, утвержденной главным архитектором города.
9.2. Подготовленные иными юридическими или физическими лицами тексты постановлений не принимаются и не рассматриваются.
9.3. Оформление постановлений производится согласно утвержденному образцу (приложение N __) в трех экземплярах, на двух из которых с обратной стороны расположены визы.
9.4. Постановления могут быть дополнены пунктами, отражающими конкретную градостроительную ситуацию или дополнительные условия, не противоречащие настоящему Положению.
9.5. К тексту постановления прилагается топографическая схема размещения земельного участка в масштабе 1:500 с привязкой в размерах к координатной сетке, с указанием его размеров и площади в кв.м, места (адреса) расположения, назначения, наименование или фамилия и инициалы заявителя.
Топографическая схема визируется:
- исполнителем, подготовившим постановление,
- начальником геодезического отдела,
- начальником отдела инженерных коммуникаций,
- заместителем главного архитектора,
- главным инженером ГУАиГ,
- главным архитектором города.
9.6. Постановление мэрии визируется , при наличии на проектной документации необходимых согласований, в порядке прохождения документа:
- главный архитектор территориального управления мэрии (районный архитектор),
- начальник территориального управления,
- городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству,
- главный художник города,
- председатель комитета потребительского рынка и защиты прав потребителей;
Виза председателя комитета потребительского рынка и защиты прав потребителей является контрольной, фиксирующей наличие всех необходимых требований, правил торгового обслуживания по данному объекту;
- юридический отдел мэрии города,
- заместитель Мэра города.
Виза главного художника города является контрольной, фиксирует наличие согласованной проектной документации.
Виза юридического отдела является контрольной, фиксирующей наличие всех необходимых документов и их юридическую правомерность.
9.7. До принятия мэрией города постановления документы не выдаются заявителю.
9.8. Подписанное мэром города постановление считается принятым.
Заявителю выдается экземпляр постановления с гербовой печатью мэрии города и копия схемы размещения земельного участка.
Экземпляры постановления с визами хранятся в архиве мэрии города и главного управления архитектуры и градостроительства.
9.9. Принятое мэрией города постановление является основанием для:
- заключения с городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству договора на аренду земельного участка,
- заключения договоров на изготовление, приобретение, строительство, благоустройство территории и обслуживание объектов и зон мелкорозничной торговли,
- подготовки отведенного земельного участка для размещения объектов и зон мелкорозничной торговли;
- выдачи разрешающих документов на право торговли.
9.10. Продление срока эксплуатации аренды земельного участка производится городским земельным комитетом на основании подписанного территориальным управлением, главным архитектором города и земельным комитетом "Соглашения об условиях и сроках продления аренды земельного участка".
9.11. Продление срока эксплуатации и аренды земельного участка не производится в случаях:
- несвоевременной оплаты аренды земельного участка;
- невыполнение постановления мэрии об установке объекта мелкорозничной торговли;
- невыполнение договора о порядке эксплуатации объекта мелкорозничной торговли или незаключения его;
- в случаях отказа владельца от модернизации объекта мелкорозничной торговли;
- в случае постоянного антисанитарного содержания объекта и прилегающей к нему территории;
- в случае использования территории для капитального строительства;
- в случае невыполнения гарантийных обязательств о выполнении благоустройства и устранения недоделок.
10. Порядок производства работ по размещению
объектов и зон мелкорозничной торговли
и сдачи их в эксплуатацию
10.1. Производство работ по размещению объектов и зон мелкорозничной торговли производится на основании принятого постановления мэрии города о предоставлении земельного участка, договора с территориальным управлением мэрии города о порядке эксплуатации объекта или зоны, в соответствии с утвержденной главным архитектором города проектной документацией.
10.2. Работы должны производиться квалифицированными специалистами при строгом соблюдении норм и правил, гарантирующих безопасность для жизни и здоровья граждан, исключающих нанесение ущерба городскому хозяйству, благоустройству города. Ответственность за их нарушение несет владелец объекта или зоны мелкорозничной торговли.
10.3. После завершения всех работ объект или зона принимается в эксплуатацию комиссией в составе:
- главный художник города, председатель комиссии,
- главный архитектор территориального управления мэрии,
- представитель госархстройнадзора,
- представитель комитета благоустройства,
- председатель комитета потребительского рынка и защиты прав потребителей, в присутствии владельца объекта или зоны и автора проекта.
При этом владелец обязан предоставить акты приемки объекта или зоны от органов пожарного и санитарного надзора.
10.4. Объекты или зоны, имеющие крупные физические размеры, могут приниматься по очередям.
10.5. Учитывая природно-климатические условия, в случаях, когда невозможно произвести благоустроительные работы или сооружение объекта или зоны в законченном виде, допускается, в виде исключения, поэтапный прием, но с обязательным завершением работ в сроки, зафиксированные в акте приемки.
10.6. Замечания комиссии должны быть устранены в установленные сроки.
10.7. Акт приемки объекта в эксплуатацию является основанием для получения разрешительных документов на торговлю.
10.8. После приемки в эксплуатацию владелец должен оформить паспорт объекта или зоны мелкорозничной торговли, в котором фиксируется в фотографиях, обмерных чертежах внешний вид объекта или зоны, план благоустройства территории. Паспорт является основным документом для дальнейшей эксплуатации и содержанию объекта или зоны, в котором делаются отметки о контрольных проверках и изменениях внешнего вида и благоустройства территории.
11. Порядок содержания и обслуживания объектов
и зон мелкорозничной торговли
11.1. Во время всего срока эксплуатации владелец объекта или зоны мелкорозничной торговли обязан:
- эксплуатировать объект или зону по назначению, предусмотренному постановлением мэрии города, заключенными договорами с соблюдением правил торговли, действующими на территории города,
- поддерживать внешний вид объекта или зоны согласно проекта (паспорта), выполняя вовремя необходимый ремонт, покраску или замену пришедших в негодность элементов конструкции, рекламы, малых архитектурных форм,
- поддерживать должный санитарный порядок и уровень благоустройства территории, следить за сохранностью зеленых насаждений, газонов, элементов малых архитектурных форм и рекламы,
- выполнять требования архитектурных органов по содержанию и обслуживанию объектов или зон,
- заключать договоры на обслуживание и уборку территории объекта или зоны.
11.2. Документы на право торговли выдаются соответствующими органами после согласования со службами архитектуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г.Томска.
11.3. Запрещается:
- производить изменения во внешнем виде и благоустройстве территории зон и объектов без согласования с архитектурными органами,
- осуществлять загрузку объектов или зон с подъездов, не предусмотренных проектом, используя при этом тротуары, пешеходные дорожки и газоны,
- загромождать противопожарные разрывы между объектами мелкорозничной торговли сгораемыми материалами, оборудованием, тарой и отходами, складировать тару на кровле объектов.
12. Порядок прекращения права аренды
земельного участка
12.1. Прекращение права аренды земельного участка производится постановлением мэрии города в следующих случаях:
12.1.1. Добровольного отказа от земельного участка.
12.1.2. Истечении срока, на который был предоставлен земельный участок.
12.1.3. Прекращения деятельности (ликвидации) предприятия, учреждения, организации или другого юридического лица.
12.1.4. Использования земельного участка не по назначению.
12.1.5. Неуплаты арендной платы в сроки, установленные в договоре аренды.
12.1.6. Несоответствия объекта или зоны мелкорозничной торговле утвержденному проекту.
12.1.7. Нарушения настоящего Положения.
12.1.8. Пользования земельным участком с нарушением границ, определенных договором аренды.
12.2. Прекращение права аренды земельного участка в связи с его изъятием для государственных, городских, общественных и иных нужд производится постановлением мэрии города.
13. Ответственность за нарушение земельного
законодательства и настоящего положения
13.1. За нарушение Земельного законодательства и настоящего Положения, выразившегося в самовольном занятии земельных участков, самовольном строительстве или размещении объектов и зон мелкорозничной торговли, отступлении от утвержденной проектной документации, захламлении и загрязнении окружающей территории, нарушении сроков возврата временно занимаемых земель, виновные юридические и физические лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.2. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения нарушений в установленные сроки.
13.3. Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования, по постановлению мэрии города.
13.4. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве производится юридическими и физическими лицами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет соответствующими службами.
14. Контроль за исполнением настоящего положения
14.1. Контроль за исполнением настоящего Положения и принятие к его нарушителям мер в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается:
14.1.1. на главного архитектора города в части соблюдения заказчиком градостроительной дисциплины.
14.1.2. На главного художника города в части соответствия объектов и зон мелкорозничной торговли утвержденной проектной документации и поддержания должного их эстетического внешнего вида в процессе эксплуатации.
14.1.3. На территориальные управления мэрии города в лице их главных архитекторов в части поддержания должного санитарного порядка и уровня благоустройства территории, эксплуатации сооружений по целевому назначению, соблюдения условий постановлений о предоставлении земельных участков, договоров с владельцами и настоящего Положения.
14.1.4. На городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству в части выполнения владельцами объектов и зон мелкорозничной торговли Земельного законодательства, принятие мер по предотвращению и устранению самовольного занятия земельных участков и соблюдение условий договоров аренды земельных участков.
14.2. Указанные в пункте 14.1 должностные лица и органы управления при осуществлении контрольных функций руководствуются законодательством Российской Федерации, должностными полномочиями и настоящим Положением.
14.3. Выявленные нарушения пресекаются немедленно с принятием к виновным исчерпывающих мер по их устранению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра г. Томска от 25 апреля 1997 г. N 200 "Об утверждении "Положения о порядке размещения, содержания и обслуживания объектов и зон мелкорозничной торговли в городе Томске"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Мэра г. Томска от 24 сентября 2008 г. N 732 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра г. Томска от 25 ноября 2002 г. N 447