Письмо ГТК РФ от 12 апреля 1999 г. N 04-10/11110
"Об организации работы с таможенными брокерами"
Приказом ГТК РФ от 30 сентября 2003 г. N 1087 настоящее письмо признано недействующим с 1 января 2004 г.
В Государственный таможенный комитет Российской Федерации поступают многочисленные обращения претендентов на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и таможенных органов по вопросу принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) указанных лицензий. В этой связи разъясняем.
Одним из важных этапов работы таможенных органов по введению в действие института таможенных брокеров является рассмотрение заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера. ГТК России придает первостепенное значение этому этапу, так как он является "разрешительным" с точки зрения допуска организаций на рынок таможенных услуг. В целях унификации этой работы ГТК России была предложена схема рассмотрения заявлений, в основу которой был заложен принцип распределенного принятия решения (письмо ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086, далее - методические указания). По этой схеме организация-претендент на выдачу лицензии подвергается многосторонней проверке разных подразделений таможенного органа по вопросам, входящим в их компетенцию. В этом процессе предложено было задействовать подразделения: отделы таможенных режимов, безопасности, по борьбе с таможенными правонарушениями (оперативно розыскные отделы), таможенных платежей, таможенной инспекции. По нашему мнению, такой подход позволяет обеспечить максимально объективное принятие решения о допуске организации к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера.
Налаживание процесса взаимодействия подразделений таможенных органов, отладки механизмов принятия решения, требует времени и неформального подхода к этой работе должностных лиц таможенных органов всех уровней. Следует добавить, что методические указания, предложенные таможенным органам на местах, носят рекомендательный характер и призваны оказать методическую помощь для организации вышеуказанной работы. В этой связи, рекомендуем использовать их в качестве отправной методической базы для построения работы с таможенными брокерами, а не в качестве "точного алгоритма действий". Информация из большинства региональных таможенных управлений свидетельствует, что проведение многосторонней проверки организации в процессе рассмотрения заявлений позитивно сказывается как на самом процессе, так и на принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии таможенного брокера.
Одним из ключевых вопросов при рассмотрении заявлений организаций является проверка финансово-хозяйственного состояния деятельности претендента на получение лицензии, а точнее вопроса анализа финансовых коэффициентов представляющих собой относительные показатели финансового состояния организации. Основной смысловой нагрузкой рассчитываемых показателей (коэффициентов ликвидности, ИФР и т.п.) является оценка вероятности риска не покрытия возможных финансовых потерь федерального бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации. С учетом этих показателей в перспективе предусматривается предоставление таможенному брокеру возможности осуществлять операции по таможенному оформлению в приоритетном упрощенном порядке. По данному вопросу следует отметить, что в связи с тем, что рынок таможенных услуг только формируется и этот процесс совпал с общеэкономическим кризисом в России, значения рассчитываемых финансовых коэффициентов отдельных организаций могут не совпадать с критическими, приведенными в методических указаниях. Значения коэффициентов не могут являться основанием для отказа заявителю в выдаче лицензий.
Тем не менее, проведение анализа финансово-хозяйственного состояния организации по предлагаемой форме 2С может явиться основанием для отказа в выдаче лицензии заявителя. Следует конкретизировать, какие именно графы приводят к отнесению организации к "черной зоне". Если, например, в графе "Вид обеспечения" стоит прочерк или документы, представленные заявителем, оказались подложными, то, очевидно, необходимо отказать заявителю в выдаче лицензии на основании подпункта "в" пункта 2.12 вышеназванного приказа ГТК России. Конкретный исчерпывающий перечень случаев, когда принимается решение об отказе в выдаче лицензии изложен в пункте 2.12 приказа ГТК России от 18.06.98 N 392: а) недостоверная информация в перечисленных документах; б) неполная информация в представленных документах; в) несоответствие сведения заявителя требованиям, предъявляемым к таможенному брокеру, определенным таможенным законодательством Российской Федерации, Положением о таможенном брокере и Порядком лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов; г) неуплата установленной суммы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
Учитывая изложенное, просим активизировать работу с организациями, подавшими заявление на выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенных органов и принять необходимые меры по введению в действие института таможенных брокеров.
Начальник Управления
таможенных режимов
генерал-лейтенант
таможенной службы |
А.Г.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 12 апреля 1999 г. N 04-10/11110 "Об организации работы с таможенными брокерами"
Текст письма опубликован в бюллетене "Таможенные ведомости", 1999 г., N 7
Приказом ГТК РФ от 30 сентября 2003 г. N 1087 настоящее письмо признано не действующим с 1 января 2004 г.