Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Термины и определения
общетехнических понятий, необходимых для понимания текста стандарта
А.1 авария: Повреждение, выход из строя механизма, машины, транспортного средства, произошедшее во время их эксплуатации.
А.2 автоматическая блокировка: Блокировка, которая обеспечивается автоматически по своей конструкции.
А.3 агрегат: 1) Совокупность деталей, объединенных общностью конструктивного исполнения, имеющая общий базовый элемент, собственное функциональное назначение и являющаяся сборочной единицей более крупной конструкции; 2) Совокупность различных по назначению устройств, соединенных в общий функциональный комплекс.
А.4 адсорбер: Резервуар, заполненный активным веществом, действие которого основано на эффекте адсорбции.
Примечание - Адсорбер используется в системах улавливания паров топлива, пневматических тормозных приводах, системах кондиционирования воздуха и др.
А.5 адсорбция: Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем другого вещества-адсорбента.
А.6 аккумулятор: Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.
Примечание - В автомобильной технике применяют газовые, гидравлические, электрические и механические аккумуляторы.
А.7 базовая деталь: Деталь, являющаяся основой, на которой или внутри которой монтируются другие детали при сборке узла или агрегата, с которой обычно начинается сборка изделия.
А.8 балансировка: Технологическая операция, заключающаяся в уменьшении до допустимого уровня дисбаланса вращающихся деталей для предотвращения повышенной вибрации и снижения долговечности конструкции.
А.9 баллон: Резервуар, предназначенный для хранения газа или жидкости при избыточном давлении.
А.10 безопасность: Состояние сложной системы, при котором воздействие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития.
А.11 безотказность: Свойство технического изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
А.12 бесконтактный датчик: Датчик, рабочий орган которого не имеет механического контакта с объектом измерений.
А.13 блокирование: Соединение отдельных элементов в единое целое.
А.14 блокировка: Приведение объекта в состояние, препятствующее его функционированию или выполнению в отношении него каких-либо, в частности, ошибочных действий.
А.15 блокирующее устройство: Устройство, обеспечивающее блокировку чего-либо.
А.16 броневая защита: Совокупность броневых преград, предназначенных для полной или частичной нейтрализации средств поражения.
А.17 буксование: Относительное скольжение двух тел, по крайней мере, одно из которых находится во вращательном движении, и нагрузка между которыми передается посредством трения.
А.18 буфер: Устройство для ограничения и смягчения ударов.
А.19 вакуумный клапан: Клапан, отделяющий какую-либо полость от пространства, воздух в котором находится в разреженном состоянии.
А.20 вал: Деталь механизма или машины, передающая крутящий момент.
Примечание - Различают валы прямые: гладкие и ступенчатые, коленчатые, валы-шестерни и др. Чаще всего вал является вращающейся деталью, однако имеются валы, передающие только крутящий момент, например, торсион.
А.21 вентиль: Устройство для регулирования или перекрытия потока жидкости или газа.
А.22 вентилятор: Устройство в виде лопастного колеса, предназначенное для перемещения газов.
А.23 вибрация: Упругие механические колебания высокой частоты и малой амплитуды в технике.
Примечание - Различают полезную вибрацию, которая создается специально и используется, в частности, в строительной и транспортной технике, и вредную вибрацию, которая возникает при работе или движении техники и может приводить к нарушению ее работы.
А.24 виброзащита: Совокупность мер, направленных на уменьшение вредного воздействия вибрации на человека, приборы и механизмы.
А.25 виброизоляция: Метод борьбы с вибрацией путем введения между ее источником и защищаемыми объектами специальных изолирующих элементов.
А.26 вибропоглощение: Метод борьбы с вибрацией путем рассеяния ее энергии специальными поглощающими элементами, в частности, покрытиями.
А.27 вибропрочность: Способность изделия сохранять работоспособность, несмотря на воздействие вибрации.
А.28 видимость: Возможность зрительного восприятия удаленных от наблюдателя объектов.
А.29 взвешенные частицы: Любая субстанция, улавливаемая каким-либо конкретно указанным фильтрующим материалом.
А.30 внешнее зацепление: Зубчатое зацепление, при котором ось вращения каждого из взаимодействующих зубчатых колес находится вне внутренней площади другого колеса, а зубчатые колеса вращаются в разных направлениях.
А.31 внутреннее зацепление: Зубчатое зацепление, при котором оси вращения взаимодействующих зубчатых колес находятся во внутренней площади одного или обоих из них, а зубчатые колеса вращаются в одном направлении.
А.32 вторичный двигатель: Двигатель, питающийся энергией, получаемой от первичных двигателей.
Примечание - Примером вторичного двигателя является электродвигатель, получающий энергию от генератора электрического тока, приводимого в действие двигателем внутреннего сгорания в автомобиле с комбинированной энергетической установкой.
А.33 выключатель: Устройство для замыкания и размыкания электрических цепей.
А.34 выносливость: Способность материалов и конструкций сопротивляться действию многократных циклических нагрузок.
А.35 габарит: Предельное внешнее очертание предмета.
А.36 газовый аккумулятор: Аккумулятор, запасающий энергию за счет повышения давления газа в замкнутом объеме.
А.37 гидравлический аккумулятор: Аккумулятор, запасающий энергию за счет повышения давления жидкости в замкнутом объеме.
Примечание - Гидравлический аккумулятор используют, в частности, в конструкции гидравлического тормозного привода.
А.38 гидравлический двигатель: Устройство, преобразующее механическую энергию жидкости в механическую энергию твердого тела: вала, штока.
А.39 гидравлический насос: Устройство, предназначенное для перекачивания жидкости или создания повышенного ее давления.
Примечание - Гидравлический насос используется в смазочных системах (масляный насос), системах питания двигателя (топливный насос), системах жидкостного охлаждения (насос охлаждающей жидкости), гидравлических усилителях и др.
А.40 гидравлический привод: Совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение механизмов посредством перекачивания находящейся под давлением жидкости.
Примечание - Гидравлический привод используется в сцеплении, автоматических трансмиссиях, тормозном управлении, усилителях рулевого привода, приводах дополнительного оборудования.
А.41 горение: Быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.
А.42 гибкий вал: Вал, ось вращения которого может отличаться от прямой линии.
А.43 датчик: Первичный измерительный преобразователь значения какой-либо физической величины в сигнал, обычно электрический, предназначенный для передачи, обработки или регистрации этого сигнала.
А.44 двигатель; силовая установка; энергетическая установка; энергоустановка: Энергетическая машина, преобразующая какую-либо энергию в механическую работу.
Примечание - На транспортных средствах используются тепловые и электрические двигатели.
А.45 демпфер; гаситель колебаний: Устройство, предназначенное для гашения разного рода колебаний.
А.46 деталь: Часть изделия, не имеющая соединений.
А.47 деформация: Изменение формы или размеров тела под действием внешних сил.
А.48 дисбаланс: Неуравновешенность вращающихся частей машин и механизмов, возникающая при несовпадении оси вращения с главной осью инерции, приводящая к возникновению вибрации.
А.49 дисплей: Устройство для визуального отображения цифровой, цифробуквенной или графической информации электронным способом.
А.50 допустимый износ: Износ, при котором изделие сохраняет работоспособность.
А.51 дросселирование: Процесс снижения давления в потоке рабочей жидкости или газа при движении через местное гидродинамическое сопротивление.
А.52 дроссель: Устройство, обеспечивающее регулируемое дросселирование.
А.53 дым: Устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах, образующихся при сгорании топлива.
А.54 замедление: 1) Процесс уменьшения скорости; 2) Отрицательное ускорение.
А.55 запаздывание: Отставание появления сигнала на входе исполнительного механизма от момента его посылки источником.
А.56 затухание колебаний: Уменьшение амплитуды колебаний с течением времени, обусловленное потерями энергии колебательной системой.
А.57 звено механизма: Деталь механизма или совокупность деталей, не имеющих относительного перемещения.
А.58 звук: Механические колебания, распространяющиеся в твердой, жидкой или газообразной среде и воспринимаемые органами слуха человека.
А.59 зубчатое зацепление: Взаимодействие двух зубчатых звеньев, зубья которых при последовательном соприкосновении между собой передают движение от одного звена к другому.
А.60 зубчатый ремень: Замкнутая лента из синтетического материала с зубьями на внутренней поверхности.
А.61 зуммер: Автоматический электромагнитный прерыватель, издающий жужжащий звук при включении в цепь постоянного тока.
А.62 изнашивание: Процесс изменения размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия вследствие разрушения его поверхностного слоя, в частности, при трении.
Примечание - Различают механическое, абразивное, эрозионное, контактно-усталостное и другие виды изнашивания.
А.63 износ: Результат изнашивания, измеряемый в единицах длины, объема или массы.
А.64 индикатор: Прибор или устройство, отражающие изменение параметра какого-либо процесса или состояния, характерного для какого-либо объекта наблюдения.
А.65 испаритель: Устройство, в котором осуществляется интенсивное испарение жидкости.
Примечание - Испаритель используют в качестве теплообменника или для перевода вещества в требуемое для его дальнейшего использования агрегатное состояние.
А.66 источник энергии: Устройство, осуществляющее преобразование энергии из одного вида в другой с целью ее последующего использования.
Примечание - В различных системах транспортного средства могут быть свои источники энергии, например, источником энергии в пневматическом тормозном приводе является компрессор, в рулевом управлении с гидроусилителем - гидравлический насос и т.д.
А.67 картер: Неподвижная деталь какого-либо механизма, служащая его корпусом и опорой для заключенных внутри него деталей.
Примечание - Картер является базовой деталью агрегата.
А.68 катализатор: Химическое соединение, увеличивающее скорость протекания какой-либо химической реакции, но само в ней не участвующее.
А.69 кислотный аккумулятор: Электрический аккумулятор с кислотным электролитом.
А.70 ключ: Любое устройство, сконструированное и изготовленное как средство управления блокирующей системой, сконструированной таким образом, чтобы ею можно было управлять только при помощи этого устройства.
А.71 коаксиальные валы: Валы, имеющие общую геометрическую ось и расположенные один внутри полого другого.
А.72 кожух: Элемент, закрывающий внутренние части и обеспечивающий защиту от любого прямого контакта.
А.73 коллектор электрической машины: Состоящая из изолированных медных пластин часть якоря, контактирующая с токосъемными щетками.
А.74 компрессор: Устройство для сжатия воздуха, представляющее собой насос поршневого, центробежного или другого типа.
Примечание - Компрессор используется в двигателе внутреннего сгорания для обеспечения наддува, является элементом пневматических и гидропневматических тормозных приводов, пневматических подвесок, систем регулирования давления воздуха в шинах, кондиционеров и др.
А.75 корпус: Деталь узла или машины, служащая их основанием и оболочкой.
А.76 кран: Запорное устройство в гидравлической или пневматической системе.
А.77 крепежное изделие: Деталь, используемая для соединения деталей, узлов или агрегатов.
А.78 магниторезистивный датчик: Датчик, действие которого основано на эффекте изменения электрического сопротивления проводников и полупроводников под действием внешнего магнитного поля.
Примечание - Магниторезистивный датчик позволяет определять частоту вращения или текущее положения объекта измерения.
А.79 марка: Используемое изготовителем продукции обозначение, помещаемое на изделии или его упаковке.
А.80 маркировка: Надписи и условные знаки, помещаемые на продукции, ее частях, ярлыках или упаковке, сообщающие определенную техническую информацию об изделии.
А.81 маховик: Массивный диск или колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу.
Примечание - Маховик предназначен для снижения неравномерности вращения вала, вывода механизма из мертвых точек или накопления кинетической энергии.
А.82 машина: Устройство, выполняющее механическую работу для преобразования энергии, материалов или информации.
А.83 механизм: Система твердых тел, подвижно связанных друг с другом и движущихся относительно одного из них определенным, требуемым образом.
Примечание - Большинство механизмов выполняют функции передачи или преобразования механического движения твердых тел.
А.84 механический аккумулятор: Аккумулятор, предназначенный для сохранения потенциальной или кинетической энергии твердого тела.
Примечание - Различают инерционный и пружинный аккумуляторы.
А.85 микроклимат: Состояние воздушной среды, характеризуемое температурой, влажностью и скоростью движения воздуха.
А.86 многозадачный дисплей: Дисплей, на котором одновременно могут отображаться более одного сообщения.
А.87 муфта: Устройство для постоянного или временного соединения деталей.
Примечание - Связь между вращающимися деталями может обеспечиваться соединительными: зубчатыми, кулачковыми, гидравлическими и др., предохранительными и обгонными муфтами.
А.88 надежность: Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
А.89 остаточная деформация: Часть деформации, не исчезающая после устранения вызвавших ее воздействий.
А.90 первичный двигатель: Двигатель, непосредственно преобразующий энергию природных ресурсов в механическую работу.
Примечание - Первичным двигателем является любой тепловой двигатель.
А.91 передаточное число механизма: Отношение линейного или углового перемещения входного звена механизма к соответствующему перемещению выходного звена.
А.92 передача: Механизм, служащий для передачи движения с преобразованием силового и кинематического параметров.
А.93 перепускной клапан: Управляемый или автоматический клапан, открывающийся при определенных условиях.
А.94 пневматический аккумулятор: Газовый аккумулятор, рабочим телом которого является воздух.
Примечание - Газовый аккумулятор используют, в частности, в пневматических, гидропневматических и электропневматических тормозных приводах.
А.95 предохранительный клапан: Устройство сброса давления, которое открывается при заданном уровне давления и может возвращаться в исходное положение.
А.96 пружинный аккумулятор: Механический аккумулятор, накапливающий энергию за счет сжатия пружины.
Примечание - Механический аккумулятор используют в системах тормозного управления транспортных средств с пневматическим и комбинированным приводом.
А.97 рабочее тело: Газообразное или жидкое вещество, с помощью которого происходит преобразование или передача энергии.
А.98 редукционный клапан: Клапан, предназначенный для понижения давления рабочего тела.
А.99 ременная передача: Передача, состоящая из ведущего, одного или нескольких ведомых шкивов и ремня.
Примечание - Ременную передачу используют чаще всего в приводе навесного оборудования двигателя внутреннего сгорания.
А.100 риск: Сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий.
Примечание - В техническом регулировании риск рассматривается как вероятность причинения вреда жизнедеятельности человека и окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, с учетом тяжести этого вреда.
А.101 символ: Графическое изображение, служащее для обозначения чего-либо.
А.102 ступенчатый вал: Вал, форма которого представляет собой совокупность двух или нескольких соосных цилиндров разного диаметра.
А.103 ступица: Центральная часть колеса, маховика, шестерки и других вращающихся деталей, имеющая внутреннее отверстие для соединения с валом.
А.104 суппорт: Неподвижная деталь механизма.
А.105 тепловой двигатель: Двигатель, в котором тепловая энергия сжигаемого топлива превращается в механическую работу.
А.106 тепловой зазор: Зазор, конструктивно предусматриваемый для компенсации тепловых расширений деталей.
А.107 узел: Часть механизма, состоящая из нескольких более простых элементов.
А.108 упругая деформация: Деформация, исчезающая после устранения вызвавшего ее воздействия.
А.109 устройство: Компонент или совокупность компонентов, который (которая) выполняет одну или более функций
А.110 фильтр: Устройство для очистки жидкостей или газов от ненужных примесей.
А.111 фитинг: Соединительная часть трубопровода, устанавливаемая в местах его разветвлений, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб.
А.112 человеко-машинный интерфейс: Функциональный элемент компонента или системы, предназначенный для взаимодействия пользователя с этим компонентом или системой, включая прием и получение пользователем зрительной информации, а также введение им команд управления.
А.113 червяк: Винт со специальной резьбой, являющийся частью червячной передачи.
А.114 червячная передача: Передача, осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряженного с ним зубчатого колеса.
А.115 шарнир: Подвижное соединение деталей, допускающее их поворот только относительно общей оси или точки.
А.116 шкворень: Деталь, являющаяся осью поворотного устройства.
А.117 шумоизоляция; звукоизоляция: Метод ослабления звука путем введения между его источником и защищаемыми объектами специальных звукоизолирующих элементов.
А.118 шумопоглощение; звукопоглощение: Способ снижения шума путем рассеяния энергии звуковых колебаний.
А.119 электрическая цепь: Совокупность находящихся под напряжением и соединенных друг с другом частей, предназначенных для пропускания электрического тока.
А.120 электрический аккумулятор: Химический источник тока, способный накапливать электрическую энергию.
А.121 электрический двигатель: Двигатель, в котором электрическая энергия преобразуется в механическую работу.
А.122 энергоемкость: Способность к поглощению энергии при внешнем воздействии.
Примечание - Энергоемкость является характеристикой систем, подвергающихся упругой или пластической деформации.
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59483-2021 "Колесные транспортные средства. Термины и определения" (утв. и введен... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.