Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ГОСТ дополнен приложением В с 3 октября 2022 г. - Изменение N 1
Приложение В
(обязательное)
Проверка уровня шума выпуска отработавших газов ТС
В.1 Уровень шума выпуска отработавших газов двигателя ТС категорий М, N, L измеряют при работе на холостом ходу двигателя неподвижного ТС с помощью шумомера.
В.2 Уровень шума проверяют в закрытых производственных помещениях или на открытой площадке.
Удовлетворительный результат проверки в закрытом помещении указывает, что на открытой площадке проверяемое ТС тем более будет соответствовать нормативным требованиям. При неудовлетворительном результате проверки в помещении допускается его уточнение путем повторного выполнения той же процедуры проверки на открытой площадке.
В.3 Пост проверки шума выпуска отработавших газов двигателя ТС в закрытом помещении должен обеспечивать возможность размещения ТС, при котором микрофон окажется на удалении от шумоотражающих объектов (стен, выступов, шкафов, других ТС) не менее 1,5 м во всех направлениях. В целях обеспечения безопасности труда шум выпуска отработавших газов двигателя ТС в производственных помещениях допускается проверять только при открытых въездных (выездных) воротах.
В.4 Площадка должна обеспечивать возможность размещения ТС, при котором расстояния от микрофона до ближайших крупных шумоотражающих объектов (строений и других ТС) будет не менее 3 м. Для проверки ТС категорий L используют прямоугольную площадку, размеры которой обеспечивают расстояние от внешнего края ТС (без учета руля) до препятствий не менее 3 м.
В.5 Площадка должна иметь твердое покрытие, наличие снежного покрова (исключая лед) на площадке не допускается.
В.6 Перед измерениями холодный двигатель прогревают до минимальной рабочей температуры, рекомендованной изготовителем в эксплуатационной документации ТС. При отсутствии этих данных температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя доводят до плюс 60 °С. Температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) на ТС с заведомо прогретым двигателем допускается не измерять.
В.7 Проверку шума выпуска отработавших газов ТС выполняют в следующей последовательности.
В.7.2 Заглушают двигатель.
В.7.3 Затормаживают ТС стояночной тормозной системой.
В.7.4 На ТС, не оборудованных штатным тахометром, открывают капот и подсоединяют датчик (или разъем) внешнего тахометра в соответствии с инструкцией по эксплуатации тахометра, который размещают в поле зрения проверяющего.
В.7.5 Устанавливают микрофон согласно позиции 7 на рисунке В.1 для ТС категорий М и N или согласно рисунку В.2 для ТС категорий L:
а) микрофон устанавливают над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1);
б) микрофон размещают на расстоянии (0,5 0,05) м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1);
в) главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более 15° и составлять угол (45 10)° с вертикальной плоскостью, содержащей ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1);
г) для ТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне ТС или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1);
д) для ТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1);
е) для ТС с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии (0,5 0,05) м от ближайшей стороны ТС. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке В.1);
ж) для двухколесных ТС категорий L микрофон устанавливают на уровне высоты среза выпускной трубы или на высоте не менее 0,2 м над опорной поверхностью. Микрофон ориентируют на срез выпускной трубы на удалении (0,5 0,05) м от него. Ось максимальной чувствительности микрофона ориентируют параллельно опорной поверхности под углом (45 10)° к вертикальной плоскости, проходящей через срез выпускной трубы в направлении выброса отработавших газов;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) если ТС категории L оборудовано несколькими выпускными трубами, расстояние между продольными осями которых не более 0,3 м, то микрофон ориентируют на срез выпускной трубы, расположенный выше опорной поверхности. Если расстояние между осями выпускных труб более 0,3 м, то измерения проводят для каждой выпускной трубы и учитывают максимальное значение.
В.7.6 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
В.7.7 Устанавливают рычаг переключения передач (для ТС с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.
На ТС категорий L переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Если передача не может быть отключена, обеспечивают возможность вращения ведущего колеса без нагрузки, например путем вывешивания.
В.7.8 С помощью шумомера измеряют фон шумовых помех (окружающий шум). При этом включают режим эквивалентного (среднего по времени) уровня звука, продолжительность измерения не менее 30 с. В случае превышения фоном шумовых помех нормативного ограничения проверку уровня шума ТС не выполняют до устранения источника шумовых помех, после чего повторяют измерение шумового фона.
В.7.9 Запускают двигатель ТС и проверяют по показаниям тахометра ТС возможность поддержания минимальной n min и целевой n ц частот вращения коленчатого вала двигателя в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
В.7.10 При работе двигателя ТС в режиме холостого хода с минимальной частотой n min вращения педалью управления подачей топлива устанавливают целевую частоту n ц вращения с отклонением не более 100 мин -1, контролируя частоту по тахометру. При отсутствии штатного тахометра на ТС используют внешний стробоскопический тахометр или тахометр с датчиком импульсов в высоковольтном проводе системы зажигания или с датчиком импульсов деформации трубопровода высокого давления системы питания дизеля. Для измерения частоты вращения открывают капот двигателя ТС, наносят метку на деталь, вращающуюся с частотой коленчатого вала двигателя, или подсоединяют датчик тахометра к свече зажигания или трубопроводу высокого давления дизеля. По показаниям тахометра считывают частоту вращения в соответствии с указаниями изготовителя тахометра в инструкции по эксплуатации.
Режим целевой частоты n ц вращения коленчатого вала двигателя выдерживают в течение 5 - 7 с.
В.7.11 Педалью управления подачей топлива ступенчато устанавливают минимальную частоту n min вращения и в течение всего периода снижения частоты вращения вала двигателя до установления минимальной частоты n min вращения измеряют шумомером уровень шума выпуска отработавших газов двигателя ТС.
В.8 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 - в сторону увеличения.
В.9 Схемы установки микрофона для измерения уровня шума выпуска отработавших газов ТС категорий М и N при различном расположении выпускных труб:
1 - 5 - установка микрофона относительно выпускной трубы в горизонтальной плоскости;
6 - установка микрофона относительно вертикально расположенной выпускной трубы;
7 - установка микрофона относительно выпускной трубы в вертикальной плоскости.
Рисунок В.1 - Расположение микрофона для измерения шума выпуска отработавших газов ТС категорий М и N
В.10 Схемы установки микрофона для измерения уровня шума выпуска отработавших газов ТС категорий L при различном расположении выпускных труб приведены на рисунке В.2.
Рисунок В.2 - Расположение микрофона для измерения шума выпуска отработавших газов ТС категорий L
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.