Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Главы Администрации
(Губернатора) области
от 25 сентября 2000 г. N 356
Концептуальные основы
кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области
Введение
Современное состояние экономики и производительных сил на селе требуют выделения в образовательном процессе двух этапов.
Первый этап включает получение базовых знаний в школах, СПТУ, техникумах, вузах.
Второй этап, обусловленный быстроменяющимися условиями рыночной экономики, включает непрерывное повышение квалификации, приобретение новых дополнительных знаний и навыков в рамках профессиональной переподготовки. Немаловажная роль в этом процессе отводится повышению мотивации творческого труда, росту психологической стрессоустойчивости кадров.
На практике образовательные структуры агропромышленного, продовольственного и торгово-сервисного комплексов, находящиеся в данное время на стадии реорганизации и реструктуризации, должны стать своеобразными реформопроводящими центрами в виде учебных, научно-внедренческих, информационно-консультационных, маркетинговых структур. Именно на решение этой задачи на современном этапе должны быть направлены совместные усилия властных структур, общественных организаций, коллективов, профессорско-преподавательского состава учреждений аграрного профессионального образования.
Анализ проблемной ситуации в агропромышленном комплексе
Среди основных причин сложившейся ситуации в агропромышленном комплексе (далее - АПК) области можно выделить следующие:
а) неустоявшиеся отношения собственности, соответственно и дефекты в сложившихся организационно-правовых формах;
б) противоречивая, не учитывающая в полной мере специфику села, нормативно-правовая база;
в) отсутствие эффективных систем кооперации и агропромышленной интеграции;
г) чрезмерный дефицит бюджетных средств и наличие стереотипов в формировании механизма бюджетной поддержки АПК;
д) наличие разрыва в единой технологической цепи АПК "товаропроизводитель - переработчик - сеть реализации - сервисное обслуживание";
е) диспаритет цен, шоковый переход на рыночные механизмы в ходе "быстрой" приватизации;
ж) слабое влияние на состояние дел органов местного самоуправления;
з) неподготовленность ряда руководящих кадров к работе в новых условиях.
Особо необходимо выделить неподготовленность к работе в новых условиях системы профессионального образования. Преподавательский состав, как правило, не обладает личным опытом участия в решении накопившихся реальных проблем, образовательные программы и методы обучения в ряде случаев только повторяют зарубежный опыт, малоприемлемый в местных условиях.
На практике пока не удалось увязать в единое целое решение конкретных проблем АПК и образовательного процесса в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Существенным пробелом является также отсутствие эффективных мер по закреплению, социальной защите профессионалов в АПК.
Цели и задачи
Главная цель (назначение) кадрового обеспечения АПК в современных условиях состоит в том, чтобы ускорить темпы роста эффективности работы хозяйствующих субъектов в условиях многоукладной экономики и на этой основе повысить конкурентоспособность местных продовольственных товаров на рынке и решить вопрос продовольственного обеспечения области преимущественно за счет местных товаропроизводителей.
Для реализации поставленной цели следует определить три группы задач.
Первая группа задач состоит из пяти уровней, на которых следует сосредоточить свои действия: политический, социально-экономический, производственно-экономический, организационно-хозяйственный и технико-технологический.
На политическом уровне - через комиссию по вопросам АПК Комитета по экономической политике Государственной Думы Томской области и научно-методический совет по проблемам профессиональной подготовки управленческих кадров Администрации области необходимо выступить с пакетом нормативно-правовых актов и положений, постановлений и распоряжений Главы Администрации (Губернатора) области, направленных на улучшение условий для реальных преобразований в АПК, включая механизмы кадрового обеспечения этих преобразований.
На социально-экономическом уровне - через соответствующие департаменты, учреждения и службы (Департамент по работе с территориями, Управление сельского хозяйства, Департамент финансов, Департамент экономики и инвестиций, Департамент по науке, вузам и техникумам и др.) выработать согласованные мероприятия по консолидации усилий, направленных на совершенствование подготовки, переподготовки, повышения квалификации и системы закрепления кадров в АПК.
На организационно-хозяйственном уровне - через руководителей сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности провести работу по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, финансового менеджмента, информационно-консультационного обслуживания, организационно-правового устройства предприятий.
На технико-технологическом уровне - определить приоритеты внедрения в АПК достижений НТП, новой техники и отраслевых технологий.
Вторая группа задач связана с необходимостью того, чтобы образовательный и научно-внедренческий процессы максимально дополняли друг друга с целью реальных преобразований в АПК. Системообразующей структурой в этом плане должна стать ассоциация (объединение) научно-внедренческих, образовательных учреждений, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров АПК.
Третья группа задач связана с формированием антикризисной программы преобразований в АПК, выявлением приоритетных задач и определением последовательности их выполнения. Например:
приведение в соответствие с существующим законодательством организационно-правовых форм предприятий - сельских товаропроизводителей;
анализ хозяйственной деятельности, внутренний аудит с целью структуризации хозяйств и предприятий по уровню развития производственного и экономического потенциала. Среди сельских товаропроизводителей области после такого анализа условно были выделены три группы - сильные, средние, слабые, для которых разрабатывается своя программа преобразований;
программа развития на селе (через формирование ассоциаций и союзов кооперативов, межхозяйственных кредитно-потребительских кооперативов, межотраслевых корпораций, лизинговых и страховых компаний, залоговых фондов и других составляющих) инфраструктуры профильного рынка;
программа "Личное подворье";
программа информационно-консультационного и маркетингового обслуживания сельских товаропроизводителей на базе создаваемого узла аграрной телекоммуникационной системы АПК области.
Структура и механизм реализации системы
кадрового обеспечения АПК области
Основными структурными подразделениями системы аграрного профессионального образования являются сельские общеобразовательные школы и профтехучилища, сельскохозяйственный техникум, Томский сельскохозяйственный институт Новосибирского аграрного университета, международный факультет сельского хозяйства ТГУ, институт переподготовки кадров и агробизнеса.
Кроме того, по отдельным направлениям профобразования и видам специальностей обучение для АПК ведут практически все вузы г. Томска, ряд образовательных учреждений регионов России. Системный подход обусловливает необходимость включения в данную структуру обучения Томского филиала Сибирской академии госслужбы, который ведет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов местного самоуправления с учетом специфики проблем сельскохозяйственного производства.
Для соединения обучения с практикой реальных преобразований в АПК необходимо создать подразделение (структуру) с соответствующими функциями и полномочиями.
При этом надо иметь в виду, что наряду с традиционной должностной деятельностью будущие специалисты, работники АПК все в большей мере должны овладевать умением вести такие виды деятельности как поисково-исследовательская, изобретательская, инновационная и др.
Основными направлениями развития системы кадрового обеспечения в агропромышленном комплексе являются:
разработка и реализация проекта взаимосвязанной системы, включающей аттестацию, подготовку и переподготовку, комплектование резерва, подбор и расстановку кадров в АПК области.
создание в области разветвленной сети учебно-методических, консультационных центров, укомплектованных высококвалифицированными кадрами, обеспечивающими эффективную подготовку и переподготовку специалистов во взаимодействии с реальными преобразованиями в АПК;
комплекс мероприятий по Управлению образования, по Управлению начального профессионального образования, по Томскому сельскохозяйственному техникуму, по Томскому сельскохозяйственному институту Новосибирского аграрного университета, по Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Томской области, по Управлению сельского хозяйства, по Управлению ветеринарии, по системе образовательных услуг в сфере торговли,
общественного питания и бытового обслуживания, по Томскому филиалу Сибирской академии государственной службы;
комплекс социально-экономических, нормативно-правовых, организационных мероприятий по кадровому обеспечению АПК;
укрепление материально-технической базы учреждений образования АПК, опорных научно-исследовательских организаций и опытно-производственных хозяйств.
Предполагаемые результаты реализации программы кадрового
обеспечения агропромышленного комплекса области
В результате реализации программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области предполагается, что:
будут заложены основы системы кадрового обеспечения;
более конкретной и целенаправленной станет деятельность органов областной и муниципальной власти в вопросах соединения аграрных преобразований с их кадровым обеспечением;
дальнейшее преобразование в агропромышленном комплексе возглавят новые кадры, профессиональные менеджеры, способные в новых экономических условиях повысить конкурентоспособность местных продовольственных товаров на рынке и решить вопрос продовольственного обеспечения населения области преимущественно за счет местных товаропроизводителей;
за счет улучшения кадрового обеспечения улучшится социально-экономическое положение на селе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.