Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 48. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями референдума
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет о том, что только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить бюллетени и проголосовать.
Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под словами "да" и "нет"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число досрочно проголосовавших участников референдума.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается членом комиссии референдума, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов.
В последний лист списка участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии референдума.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число участников референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней, полученных участковой комиссией референдума (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии референдума участников референдума, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
а) число бюллетеней, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
б) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
8. После этого председателем или секретарем комиссии референдума обеспечивается хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии референдума с правом совещательного голоса.
10. Членам участковой комиссии референдума, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии референдума для всех присутствующих при подсчете.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия референдума отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
13. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
14. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
16. Члены участковой комиссии референдума сортируют извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования бюллетени по голосам, поданным за вопрос, вынесенный на референдум и против вопроса, вынесенного на референдум, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
При сортировке члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось одновременно несколько референдумов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
17. Если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии референдума, комиссии местного референдума и участковой комиссии референдума участников референдума будет составлять более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее 10 участников референдума), участковая комиссия референдума по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума.
По результатам указанного подсчета участковой комиссией референдума составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии референдума об итогах голосования. При этом бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, упаковываются отдельно и опечатываются.
18. Затем производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена комиссии референдума подсчитывают бюллетени отдельно по позициям за вопрос, вынесенный на референдум, против вопроса, вынесенного на референдум. Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
19. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии.
20. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13, 13/1 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
21. Члены участковой комиссии референдума подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
22. Члены участковой комиссии референдума подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней.
23. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
24. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
25. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
26. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия.
Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.
27. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
28. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
29. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума, комиссию местного референдума соответственно и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит.
К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, поступившие в комиссию референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, а также принятые по ним решения комиссии референдума и составленные участковой комиссией референдума акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
30. Второй экземпляр протокола вместе с документацией, связанной с подготовкой и проведением референдума, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии референдума хранятся секретарем участковой комиссии референдума в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
31. Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума.
32. Участковые комиссии референдума вправе использовать при голосовании на референдуме технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры бюллетеней.
Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Томской области. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в территориальную комиссию референдума с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования.
Порядок использования технической системы передачи информации о проведении референдума, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.