Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Порядок сбора подписей инициативной группой по проведению референдума
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.
2. Расходы, связанные со сбором подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума, несет инициативная группа референдума по проведению референдума.
3. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума, в количестве указанном в статье 7 настоящего Закона.
Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года.
4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум.
В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
Проект нормативного правового акта, выносимый на референдум должен начинаться словами "Население (указать территорию по проведению референдума) на референдуме (дата проведения голосования) решило:...".
5. Подписи могут собираться среди граждан, имеющих право на участие в референдуме на всей территории проведения референдума.
6. Период сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума составляет 30 дней со дня выдачи регистрационного свидетельства.
Если в течение этого срока не будет собрано необходимое количество подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума, дальнейший сбор подписей прекращается.
7. Участие администраций организаций всех форм собственности в сборе подписей, принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение за внесение подписи не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.
8. Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации.
Инициативная группа по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется через фонд для участия в референдуме, созданный инициативной группой референдума.
9. После окончания сбора подписей, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей, о чем ею составляется итоговый протокол. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в Избирательную комиссию Томской области при проведении областного референдума, а при проведении местного референдума - в комиссию местного референдума. Срок для осуществления инициативной группой по проведению референдума действий, указанных в настоящем пункте составляет 5 дней.
Количество представляемых подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума может превышать необходимое количество подписей, установленных статьей 7 настоящего Закона, но не более чем на 15 процентов.
10. Избирательная комиссия Томской области, комиссия местного референдума в течение 15 дней проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей, и принимает по результатам проверки постановление.
По решению данных комиссий референдума для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии референдума, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
11. О проведении проверки подписей заблаговременно извещаются члены инициативной группы по проведению референдума или ее уполномоченные представители. Данные лица вправе присутствовать в соответствующей комиссии референдума при проведении каждой жеребьевки и при проверке подписей.
12. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого количества подписей в поддержку проведения референдума, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей комиссии референдума.
Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в соответствующую комиссию референдума, если это им специально отмечено.
Для проверки подлинности подписей члены комиссии референдума вправе проводить опрос участников референдума, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами комиссии референдума.
13. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку проведения референдума, учитывается только одна подпись, остальные признаются недостоверными.
14. Недостоверными подписями также признаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме и подписи участников референдума, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;
б) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до даты уведомления комиссии референдума о начале сбора подписей;
в) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом данных;
г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 7 настоящей статьи;
д) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
е) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист не собственноручно, не рукописным способом или карандашом;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в дате внесения подписи участником референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно участником референдума, лицом, удостоверяющим подписные листы;
з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, а также если исправлена дата заверения подписи или дата внесения подписи более ранняя, чем дата внесения подписи участником референдума, и в случае, если подписной лист не содержит всех предусмотренных настоящим Законом необходимых сведений о вопросе, выносимом на референдум, сборщике подписей;
и) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный участник референдума собственноручно не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению участника референдума, направленному в Избирательную комиссию Томской области - при проведении областного референдума, в комиссию местного референдума - при проведении местного референдума или на основании акта проверки данных комиссий референдума с участием участника референдума.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе комиссии референдума в соответствии с частью 2 пункта 10 настоящей статьи.
15. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 13, подпунктом "з" пункта 14 настоящей статьи.
16. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи.
17. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недостоверных подписей от числа проверенных, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и соответствующей комиссией референдума выносится постановление об отказе в проведении референдума.
18. В случае обнаружения нарушения требований настоящего Закона при сборе подписей, а также в случае количества достоверных подписей менее указанных в статье 7 настоящего Закона, Избирательная комиссия Томской области, комиссия местного референдума выносит постановление об отказе в проведении референдума.
Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
19. В случае вынесения постановления об отказе в проведении референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение суток со дня вынесения последнего выдать инициативной группе по проведению референдума, уполномоченному представителю данной инициативной группы, соответствующему участнику (участникам) референдума копию данного постановления с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа при этом могут служить:
существенное нарушение порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей участников референдума в поддержку проведения референдума;
превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
существенное нарушение порядка создания фонда для участия в референдуме и расходования его средств;
иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
20. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона Избирательная комиссия Томской области, комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и экземпляра итогового протокола инициативной группы по проведению референдума направляет вышеуказанные документы и копию своего постановления в Государственную Думу Томской области, представительный орган местного самоуправления соответственно для решения вопроса о назначении референдума. Копия данного постановления направляется также инициативной группе по проведению референдума.
21. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением областного референдума данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка областного референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.