Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Обеспечение сбалансированности
и устойчивости бюджета Города Томска
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- повышение финансовой устойчивости бюджета Города Томска;
- повышение качества бюджетного планирования;
- обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования.
В Городе Томске за последние три года наблюдается рост доходов, в 2010 году обеспечено исполнение бюджета по доходам и сокращение дефицита бюджета к первоначально утвержденному объему.
В условиях мирового экономического кризиса в Городе Томске были приняты антикризисные меры, позволившие обеспечить сбалансированность бюджета Города Томска, а именно:
- проведена оптимизация расходов;
- сохранены ранее принятые льготы по налоговым и неналоговым доходам, а также ставки по местным налогам, утвержден временный льготный порядок изменения сроков уплаты по неналоговым платежам;
- обеспечено своевременное погашение долговых обязательств Города Томска;
- обеспечено значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности, которая в 2010 году ликвидирована полностью;
- проведен мониторинг дебиторской задолженности, позволивший осуществить контроль за отвлечением бюджетных средств;
- подписаны дополнительные соглашения с кредитными организациями по снижению процентных ставок за пользование кредитами и досрочному рефинансированию кредитных ресурсов на более выгодных условиях;
- проведен частичный выкуп облигаций Томского городского займа 2008 года, что привело к уменьшению муниципального долга, позволило повысить инвестиционную привлекательность долговых обязательств и продемонстрировать инвесторам взвешенную долговую политику муниципалитета.
В сфере долговой политики в результате проведения работы по снижению процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов), проведения аукционов по привлечению кредитов и организации выпуска ценных бумаг, размещения среднесрочных облигаций Томского городского займа 2010 года в объеме 800,0 млн. руб. и проведения работы по диверсификации кредитного портфеля и реструктуризации долговых обязательств, позволяющей исключить возникновение пиковой долговой нагрузки в отдельно взятые месяцы в течение текущего финансового года и в плановом периоде, частичного выкупа облигаций Томского городского займа 2008 года (выступив первым муниципальным образованием, осуществившим выкуп облигаций после финансового кризиса), расходы на обслуживание муниципального долга в 2010 году сократились к первоначально утвержденному плану на 1,1 % (или на 71,2 млн. руб.) при росте объема муниципального долга на 17,1%.
В целях укрепления доходной базы бюджета Города Томска, сокращения недоимки, изыскания дополнительных доходных источников образована и работает постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части бюджета Города Томска, которая координирует деятельность главных администраторов (администраторов) доходов бюджета Города по обеспечению поступлений доходов в бюджет Города.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности.
Бюджетная политика Города Томска должна учитывать все возможные сценарии развития экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Таким образом, для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Города Томска, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
1) прогнозирование основных бюджетных параметров (в том числе долговой нагрузки) на среднесрочную (до 3 лет) перспективу;
2) наличие и применение критериев приемлемости (допустимости) долговой нагрузки, ограничение муниципального долга;
3) систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе - оценка последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов;
4) проведение комплексной оценки социальной и экономической целесообразности предоставления вновь принимаемых льгот по налоговым и неналоговым платежам в бюджет Города Томска;
5) недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
6) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
7) принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации при наличии доходных источников и эффективности их исполнения.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов в рамках данного направления планируется реализовать следующие основные мероприятия:
1) формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Города Томска, основанного на реалистичных оценках;
2) совершенствование ведения мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также процедуры принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов. В силу ограниченности бюджетных инвестиционных ресурсов необходима их концентрация на реализации приоритетных, экономически и социально значимых для города инвестиционных проектов;
3) усиление программно-целевого направления инвестиционной политики Города Томска;
4) дальнейшее развитие доходного потенциала бюджета Города Томска;
5) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Города Томска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.