Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 2. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля

Глава 2. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля

 

2.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация должна:

обеспечить выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у клиринговой организации расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате ее несоответствия или несоответствия ее деятельности требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам, связанным с осуществлением клиринговой деятельности, и (или) применения в отношении клиринговой организации мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск клиринговой деятельности), а также обеспечить управление таким риском;

назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;

разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 4 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.

2.2. Клиринговая организация в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должна обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением его отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, клиринговая организация должна обеспечить назначение нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.

2.3. Клиринговая организация в рамках организации внутреннего контроля должна обеспечить осуществление контролером (службой внутреннего контроля) следующих функций.

2.3.1. Выявление, анализ, оценка, мониторинг регуляторного риска клиринговой деятельности и управление им, в том числе разработка мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска клиринговой деятельности, а также контроль выполнения этих мероприятий.

В рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности контролер (служба внутреннего контроля) должен осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру и порядку расчета собственных средств клиринговой организации (за исключением клиринговой организации, являющейся кредитной организацией), в целях выявления указанного риска и определения источников его возникновения, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.

2.3.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности.

2.3.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности, и количественная оценка возможных последствий, связанных с их возникновением.

2.3.4. Информирование единоличного исполнительного органа клиринговой организации о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, приведших (способных привести) к последствиям, признанным клиринговой организацией существенными, в том числе к возникновению у клиринговой организации и (или) ее клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных клиринговой организацией существенными (далее - существенные события регуляторного риска клиринговой деятельности), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.

2.3.5. Анализ соблюдения клиринговой организацией прав клиентов в рамках осуществления клиринговой деятельности.

2.3.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с клиринговой деятельностью, в части выявления регуляторного риска клиринговой деятельности, а также анализ их статистики (при наличии указанных обращений (жалоб), запросов и заявлений).

2.3.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности клиринговой организации.

2.3.8. Участие в разработке внутренних документов клиринговой организации, направленных на соблюдение ее работниками норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, противодействие мошенничеству в сфере клиринговой деятельности.

2.3.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением клиринговой деятельности, документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в целях выявления регуляторного риска клиринговой деятельности.

2.3.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу клиринговой организации следующих документов:

план деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменения в него;

отчет о выявленных существенных событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, содержащий рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий (не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий);

отчет о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащий рекомендации по управлению регуляторным риском клиринговой деятельности, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска клиринговой деятельности, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности.

2.3.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии клиринговой организации с Банком России.

2.3.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).

2.3.13. Выполнение определенных клиринговой организацией иных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля.

2.4. По решению клиринговой организации контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых клиринговой организацией комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями клиринговой организации, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят вопросы, связанные исключительно с осуществлением внутреннего контроля.

2.5. По решению клиринговой организации на контролера (службу внутреннего контроля), при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания, могут быть возложены функции:

должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219; 2016, N 27, ст. 4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности такого должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;

контролера (службы внутреннего контроля) организатора торговли или профессионального участника рынка ценных бумаг (при совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли или профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, при соблюдении требований, установленных статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ).

2.6. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.

2.7. Клиринговая организация в целях повышения эффективности внутреннего контроля должна обеспечить выполнение ее структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами требований контролера (службы внутреннего контроля), связанных с осуществлением им (ей) своих функций.