Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, М.А. Мукабеновой, А.Н. Свинцовым, А.А. Ющенко, А.В. Горелкиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 9 марта 2021 года, протокол N 304) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, М.А. Мукабеновой, А.Н. Свинцовым, А.А. Ющенко, А.В. Горелкиным проект федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Действующей частью 3 статьи 10 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы. Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В настоящее время актуальным стал вопрос совершенствования законодательного регулирования распространения социальной рекламы, в том числе в условиях активного развития информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Полагаем, что действующее нормативно-правовое регулирование распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" стало не в полной мере отвечать современным реалиям. В этой связи проектом федерального закона предлагается комплексное урегулирование распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку действующими положениями Федерального закона "О рекламе" вопросы распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определены недостаточно четко, законопроектом в указанный федеральный закон включается новое понятие -"владелец рекламной системы", в качестве которого определяется лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем или программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для организации распространения рекламы в сети "Интернет" на принадлежащих третьим лицам сайтах, информационных системах или программах для электронных вычислительных машин.
В дополнение к существующему механизму распространения социальной рекламы федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, наделяется полномочиями по определению некоммерческой организации, осуществляющей функции оператора социальной рекламы, по установлению сроков и порядка определения оператора социальной рекламы, а также по определению требований к оператору социальной рекламы и прекращению его полномочий.
Проектом федерального закона определяются общие требования к оператору социальной рекламы, и устанавливается, что таким оператором может быть не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные или международные организации. Оператор социальной рекламы наделяется полномочиями на пятилетний срок, а в случае несоответствия оператора установленным требованиям, его полномочия могут быть прекращены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Также законопроектом определяются функции оператора социальной рекламы, на которого возлагается мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью выявления владельцев рекламных систем. Оператор социальной рекламы направляет владельцам рекламных систем уведомление о представлении сведений об объемах, формах, средствах и способах распространения рекламы для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом на оператора социальной рекламы возлагается размещение социальной рекламы посредством информационных систем и программ для электронных вычислительных машин владельцев рекламных систем.
Владельцы рекламных систем и рекламораспространители наделяются законопроектом обязанностями направлять оператору социальной рекламы сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы, распространять в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без взимания платы социальную рекламу, размещаемую в информационных системах и программах для электронных вычислительных машин оператором социальной рекламы. Любые формы ограничений при распространении социальной рекламы в отношении оператора социальной рекламы не допускаются.
Кроме того, проектом федерального закона устанавливается ряд требований к содержанию социальной рекламы, которая должна содержать машиночитаемую информацию о социальной рекламе, включая пометку "социальная реклама" и указание на рекламодателя социальной рекламы. Также определяется, что требования к размещаемой информации о социальной рекламе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.