Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается определить оператора социальной рекламы и его полномочия в целях обеспечения реализации требования об обязательной доле социальной рекламы в общем объеме рекламы при распространении социальной рекламы в сети "Интернет" (статья 10 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон).
Согласно проектируемой части 3.3 статьи 10 Федерального закона оператором социальной рекламы "может быть определена не основанная на членстве некоммерческая организация". Из данной редакции следует, что определению оператора предшествует отбор, порядок проведения которого не ясен. Полагаем также целесообразным указать, что учредителями оператора не должны быть лица, осуществляющие деятельность в сфере рекламы.
В то же время, поскольку законопроект предусматривает осуществление оператором социальной рекламы полномочий (например, мониторинг сети "Интернет" с целью выявления владельцев рекламных систем и рекламораспространителей, учет соблюдения указанными лицами требований о размещении социальной рекламы (пункты 1, 6 предлагаемой части 3.5 статьи 10 Федерального закона), следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" такие полномочия осуществляются контрольными (надзорными) органами, при этом отдельные полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) могут быть возложены исключительно на государственные учреждения (статья 26 указанного Федерального закона).
Наряду с этим отмечаем, что законопроектом не определены правовые последствия в случае выявления оператором социальной рекламы нарушений владельцами рекламных систем и рекламораспространителями соответствующих требований, и не усматривается взаимосвязь с возможностью применения мер по ограничению деятельности указанных лиц, предусмотренной в проектируемой части 11 статьи 38 Федерального закона. Кроме того, с учетом устанавливаемой законопроектом ответственности в отношении нового субъекта - владельца рекламных систем полагаем необходимым уточнить определение, данное ему в проектируемом пункте 13 статьи 3 Федерального закона (в том числе в части понятия "рекламная система").
В отношении предусмотренного в пункте 6 проектируемой части 3.5 статьи 10 Федерального закона порядка учета соблюдения рекламораспространителями требований о размещении в сети "Интернет" социальной рекламы, определяемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минцифры РФ), обращаем внимание, что государственный надзор и принятие нормативных правовых актов в сфере рекламы осуществляются антимонопольным органом.
Согласно части 3.6 статьи 10 Федерального закона его положения распространяются на владельцев рекламных систем и рекламораспространителей, распространяющих в сети "Интернет" рекламу, "направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которой в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации". Полагаем необходимым уточнить, в каком порядке и кем определяется количество указанных пользователей (см., например, пункт 2 части 3 статьи 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), а также условия, на которых оператор социальной рекламы будет оказывать рекламодателям услуги по организации размещения их социальной рекламы в сети "Интернет".
Требуется уточнить, что понимается под распространением в сети "Интернет" рекламы "на принадлежащих третьим лицам... программах для электронных вычислительных машин; в предлагаемой части 3.9 статьи 10 - какие конкретно положения данной статьи не распространяются на сетевые издания, телеканалы и радиоканалы, а в предлагаемой части 11 статьи 38 Федерального закона - какие "меры по ограничению деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации" могут применяться в отношении рекламораспространителей, не исполняющих требования законопроекта (см. статью 38 Федерального закона); нуждается в раскрытии понятие "прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.