Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1157517-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Виноградарство и виноделие - это важнейшая отрасль экономики во многих странах мира. В настоящее время Россия не более чем на 15% использует пригодные для виноградарства земли. Развитие отрасли позволит сократить импорт вина и главное, создаст дополнительные рабочие места в регионах.
В целях развития виноградарства и виноделия в России был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
В законе содержатся нормы направленные на решение задачи увеличения производства винодельческой продукции из винограда, выращенного в России путем увеличения площадей выращиваемого винограда. Задача достичь общей площади виноградников в 140 - 150 тыс га. содержится в ряде поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации.
Закон определяет требования к выращиванию винограда, к обработке виноградников, к сбору и хранению винограда, ко всем этапам технологического процесса виноделия и регламентирует инструментарий государственного стимулирования развития винодельческой отрасли.
Закон направлен на обеспечение условий для создания и развития отечественной питомниководческой базы, которая покроет потребность российских виноградарей и виноделов в высококачественном посадочном материале . Однако на выполнение этой задачи потребуется не менее 5 - 7 лет.
На сегодняшний день, отрасль не способна удовлетворить запросы виноградарей в посадочном материале, выращенном в России.
Так, в Краснодарском крае в настоящее время испытывается потребность в саженцах винограда при ежегодном плане закладки виноградников в среднем 1700 га порядка 5,4 млн саженцев в год. Дефицит саженцев более 45% покрывается за счет импорта посадочного материала. Производство собственных саженцев в 2020 году составило 3,0 млн. штук, в 2019 году - 3,8 млн. штук, в 2018 году - 3,5 млн. штук.
Таким образом, стоящая перед Краснодарским краем задача по закладке в 2021 году 1700 га виноградников практически невыполнима по объективным причинам - для сельскохозяйственных товаропроизводителей закладка виноградников без государственной поддержки (при стоимости закладки 1 га виноградника от 1,2 до 2,5 млн. руб.) является неосуществимой, что дополнительно усугубляется нехваткой посадочного материала отечественного производства.
Республика Крым в настоящее время также испытывает дефицит саженцев отечественного производства. Потребность в саженцах винограда Республики Крым при ежегодном плане закладки виноградников в 800 га составляет порядка 3,0 млн. шт. саженцев в год. Дефицит саженцев на 90% покрывается за счет импорта посадочного материала.
Потребность Республики Дагестан в привитых саженцах в количестве 4 млн. штук полностью обеспечивается за счет импортных поставок.
Наличие высококачественных саженцев винограда является необходимым условием как для массового развития небольших семейных виноградарских и специализирующихся на производстве вин с уникальными свойствами, присущими определенной местности винодельческих хозяйств, так и для экономического развития целого ряда российских регионов, включая и территории с повышенной социальной напряженностью, такие, как кавказские республики.
Проектом закона предлагается перенести сроки ограничения государственной поддержки по приобретению импортного посадочного материала субъектами хозяйственной деятельности до 1 июля 2027 года - на период создания и развития отечественной питомниководческой базы.
Кроме того, в настоящее время законом не предусмотрена поддержка расходов на обеспечение закладки виноградников и ухода за ними, включая приобретение и установку шпалер, противоградной сетки, осуществление мелиорационных мероприятий, включая установку систем ирригации и орошения, уходные работы в течение четырех лет с даты высадки виноградных насаждений, раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников и рекультивацию раскорчеванных площадей.
Проект изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" направлен на совершенствование норм закона в целях ускоренного увеличения площадей виноградников в России, обеспечение уверенности виноградарей в долгосрочности политики государства по поддержке отрасли, сохранении темпов закладки виноградников, валового производства винограда, и наращивания объемов производства и экспорта винодельческой продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в рамках текущего финансирования в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.