Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на повышение уровня защиты охраняемых уголовным законом прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее - незаконный оборот оружия).
Согласно статистическим данным МВД России и ФСБ России в 2018 - 2020 годах правоохранительными органами и органами безопасности из незаконного оборота изъято свыше 67 тысяч единиц огнестрельного оружия, 3,3 миллиона боеприпасов, 14 тысяч взрывных устройств, около 16 тонн взрывчатых веществ, выявлено и ликвидировано более 500 подпольных мастерских по изготовлению, переделке оружия, изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также боеприпасов. Зарегистрировано свыше 130 тысяч преступлений, квалифицированных по статьям 222, 222.1, 223, 223.1, 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Фиксируется рост нелегального распространения огнестрельного оружия, изготовленного путем переделки из гражданского оружия: сигнального, газового, ограниченного поражения, списанного (охолощенного или учебного). Более 60 процентов изъятого в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий оружия является гражданским, переоборудованным в боевые аналоги. За совершение таких деяний законопроектом предлагается ужесточить уголовную ответственность.
Анализ поступающей информации свидетельствует об образовании новой устойчивой методики обезличенного, массового и неконтролируемого распространения предметов вооружения по всей территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), что представляет потенциальную угрозу национальной безопасности. Практически 70 процентов зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершено с использованием ресурсов сети "Интернет", что обусловлено возможностью дистанционно и анонимно координировать незаконные операции, в том числе из-за рубежа.
Предлагается рассматривать использование сети "Интернет" при совершении указанных преступлений как квалифицирующий признак.
В условиях неснижающегося спроса на оружие и боеприпасы преступники зачастую готовы пренебречь наказанием в виде незначительного лишения свободы, предусмотренным частью 1 статьи 222 УК РФ, за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов. При этом сбыт огнестрельного оружия в отличие от приобретения, передачи, хранения, перевозки и ношения характеризуется повышенной степенью общественной опасности и способствует нелегальному распространению оружия.
В этой связи законопроектом состав преступления в форме сбыта огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему предлагается квалифицировать как тяжкое преступление, выделив его в отдельную часть вторую статьи 222 УК РФ.
Действующее уголовное законодательство не разграничивает крупнокалиберное огнестрельное оружие от иного (стрелкового) огнестрельного оружия. Вместе с тем крупнокалиберное огнестрельное оружие обладает повышенным поражающим воздействием, а боеприпасы к такому оружию фактически являются взрывными устройствами. Нахождение такого оружия в незаконном обороте характеризуется повышенной степенью общественной опасности.
Исходя из правоприменительной практики МВД России деяния, связанные с незаконным оборотом боеприпасов к крупнокалиберному огнестрельному оружию, квалифицируются по части первой статьи 222 УК России, также как деяния, связанные с незаконным оборотом иных боеприпасов (патронов) к огнестрельному оружию.
В этой связи законопроектом предлагается вывести преступления, связанные с незаконным оборотом крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, в отдельную статью УК РФ.
МВД России в последние годы фиксирует значительный спрос на пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж (более 50 тысяч единиц в месяц). Для приобретения указанного вида оружия не требуется получения соответствующей лицензии. Вместе с тем интерес отдельных граждан к указанному виду оружия в большей степени обусловлен возможностью внесения относительно несложных механических изменений, позволяющих в десятки раз повысить его поражающие свойства до значений, сравнимых с характеристиками огнестрельного оружия. В 50 процентах случаев противоправного применения пневматического оружия в отношении граждан, их имущества, а также животных фиксировалось применение пневматического оружия с дульной энергией свыше 25 Дж. Однако только в каждом десятом преступлении виновные лица были привлечены к уголовной ответственности за хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
В настоящее время за незаконные изготовление и продажу пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж предусмотрена лишь административная ответственность в виде незначительного штрафа, не оказывающего должного воздействия на правонарушителей.
Законопроект предусматривает уголовную ответственность за незаконное изготовление или сбыт такого оружия.
Правоохранительными органами регулярно пресекаются хулиганские действия, связанные с применением зажигательных предметов и веществ, при этом нарушителям удается избежать уголовной ответственности, поскольку судами такие предметы и вещества не всегда признаются предметами, используемыми в качестве оружия.
Наибольшую опасность такие преступления представляют в период проведения значимых общественно-политических мероприятий, а также в местах массового скопления граждан.
В этой связи законопроектом предлагается уточнить часть вторую статьи 213 УК РФ, приравняв хулиганство, совершенное с использованием легковоспламеняющихся, пиротехнических и иных предметов или веществ, представляющих опасность для окружающих, аналогичному деянию, совершенному с использованием оружия.
Представленным законопроектом также предлагается усилить меры наказания, предусмотренные статьями 222, 222.1, 223 и 223.1 УК РФ. Ужесточение уголовной ответственности окажет существенное превентивное воздействие на потенциальных преступников, позволит сократить число подпольных мастерских по изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств и, как следствие, минимизировать их поступление в незаконный оборот в интересах террористических, экстремистских и националистических организаций, а также преступных сообществ.
Принятие законопроекта предоставит правоохранительным органам дополнительные возможности для противодействия терроризму, экстремизму, а также организованной преступности, существенно сократит количество оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, находящихся в незаконном обороте, значительно повысит эффективность превентивной функции УК РФ и укрепит общественный порядок.
Законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 23.03.2021 г. N 2580п-П4.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета или бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета или бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия " потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.