Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, А.Е. Хинштейном
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральные законы от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) и от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ), предусматривающих совершенствование механизмов противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем ограничения переводов денежных средств по поручениям физических лиц прямо либо через иностранных поставщиков платежных услуг в пользу организаторов такой незаконной деятельности.
По концепции законопроекта замечаний не имеется. Вместе с тем к законопроекту имеются следующие замечания.
Ряд положений законопроекта нуждаются в согласовании и (или) соотнесении. Так, абзац первый предлагаемой редакции части 3 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ необходимо согласовать с абзацем вторым предлагаемой редакции указанной нормы в части использования оборота "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" (замечание аналогичного характера относится к предлагаемой редакции части 4 статьи 6.1 Федерального закона N 138-ФЗ); положения предлагаемой редакции части 1 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ нуждаются во внутреннем соотнесении в части используемых формулировок ("операции по переводу или трансграничному переводу", "переводы и (или) трансграничные переводы") (замечание аналогичного характера относится к предлагаемой редакции абзаца первого части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ); положение проектируемой части 1.2 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ необходимо соотнести с нормами Федерального закона N 244-ФЗ в части используемого выражения "лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" (см., например, пункт 2 части 8 указанной статьи); положения проектируемой части 16 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ (абзацы первый и третий) нуждаются во взаимном соотнесении в части указания на то, что операции с использованием электронных средств платежа от физических лиц осуществляются в отношении "лиц..." (замечание аналогичного характера относится к положениям проектируемой части 11 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ) (абзацы первый и третий); в предлагаемой редакции подпункта "д" части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" необходимо соотнести используемую формулировку "с использованием сети "Интернет" и средств связи" с действующими нормами этого закона.
Учитывая проектируемые изменения в нормы статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ, предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в часть 8.3 указанной статьи, вступающую в силу с 27 сентября 2021 года, в части наименования перечня лиц.
Из ряда проектируемых положений неясно, каким "иным лицам" могут направляться соответствующие запросы (предлагаемое изменение в часть 13, абзац седьмой проектируемой части 16, абзац седьмой проектируемой части 19 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ; предлагаемое изменение в часть 9, абзац седьмой проектируемой части 11, абзац седьмой проектируемой части 14 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ).
Кроме того, неясно, в каких целях в предлагаемой редакции части 3 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ исключено упоминание о подвижной связи при сохранении такого упоминания в части 6 указанной статьи; в предлагаемой редакции части 4 статьи 6.1 Федерального закона N 138-ФЗ указано, что запрещена деятельность по проведению лотерей на территории Российской Федерации "в том числе" с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (см. предлагаемую редакцию части 3 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ, в которой слова "в том числе" отсутствуют), и исключено упоминание о запрете проведения лотерей с использованием лотерейных терминалов.
Содержание проектируемой части 16 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ нуждается в уточнении, является ли основанием для исключения иностранного поставщика платежных услуг из соответствующего перечня вступившее в законную силу решение суда об отмене решения об отказе в удовлетворении заявления об исключении иностранного поставщика из такого перечня (абзацы шестой, одиннадцатый, двенадцатый). Замечание аналогичного характера относится к проектируемой части 11 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ (абзацы шестой, одиннадцатый, двенадцатый), а также к проектируемой части 19 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ (абзацы шестой, одиннадцатый, двенадцатый) и проектируемой части 14 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ (абзацы шестой, одиннадцатый, двенадцатый).
В части 3 статьи 5, в абзаце первом проектируемой части 16, в проектируемых части 1.1 и пункте 2 части 18 статьи 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ нуждается в уточнении условное наименования федерального органа исполнительной власти.
В отношении формулировки "по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, в пользу нелегальных операторов лотерей и распространителей" (абзац четвертый проектируемой части 11 статьи 6.2 Федерального закона N 138-ФЗ) обращаем внимание, что абзаце третьем указанной нормы дано сокращенное обозначение.
Одновременно отмечаем, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 996800-7, которым при подготовке ко второму чтению предлагается дополнить Федеральный закон N 244-ФЗ статьей 5.2 и Федеральный закон N 138-ФЗ статьей 6.3 "Ограничение переводов денежных средств в пользу физических лиц, информация о которых включена в перечень физических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры".
Учитывая требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", законопроект необходимо направить на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.