Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(об ограничениях переводов денежных средств и приема платежей физических лиц при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации)
внесен депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, А.Е. Хинштейном
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, А.Е. Хинштейном, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на совершенствование механизмов противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в сети "Интернет" путем ограничения (запрета) переводов денежных средств по поручениям физических лиц прямо либо через иностранных поставщиков платежных услуг в пользу организаторов такой незаконной деятельности.
В этой связи предлагаются изменения в ряд Федеральных законов:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ);
Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ);
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ);
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Основные изменения в регулировании деятельности по проведению азартных игр и лотерей, предлагаемые в Федеральный закон N 244-ФЗ и Федеральный закон N 138-ФЗ, предполагают уточнение и расширение законодательных ограничений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, а также полномочий ФНС России в части противодействия ведению незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей.
Так, например, положения законопроекта уточняют подход к регулированию такого инструмента действующих ограничений, предусмотренного указанными Федеральными законами, как перечни лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр или лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации. В частности предполагается изменение наименования таких перечней на перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, соответственно при проведении азартных игр или лотерей.
При предлагаемом подходе кредитная организация, платежный агент (в проектируемой редакции такая обязанность также устанавливается для оператора связи и оператора почтовой связи) обязаны будут не только отказать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица прямо либо через иностранных поставщиков (действующие нормы предполагают только поручение физического лица) платежных услуг в пользу лиц, включенных в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, но и не вправе заключать договор с лицом, включенным в перечень лиц, в адрес которых запрещены переводы денежных средств. Заключенные договоры с указанными лицами подлежат расторжению в месячный срок со дня размещения на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" перечня лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств.
Также положения законопроекта предусматривают, что кредитная организация, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе будет заключать договор с лицом, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр без получения в установленном порядке разрешения на осуществление такой деятельности в игорной зоне и (или) лицензии на осуществление такой деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах, либо осуществляющим деятельность по проведению лотерей без разрешения Правительства Российской Федерации. При этом законопроектом предусматриваются переходные положения, устанавливающие период (шестьдесят дней со дня размещения перечня организаторов азартных игр и перечня операторов лотерей и распространителей на официальном сайте ФНС России, которые размещаются там не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу проектируемого федерального закона), в течение которого кредитные организации, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи, заключившие договоры с указанными лицами до принятия законопроекта, обязаны будут их расторгнуть.
Также в рамках указанных изменений в Федеральный закон N 244-ФЗ и Федеральный закон N 138-ФЗ предусматривается наделение ФНС России дополнительными полномочиями, такими как:
по ведению и размещению на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечня организаторов азартных игр, перечня операторов лотерей и распространителей, перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр, перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей и распространителей, перечня иностранных банков, оказывающих услуги приема платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в адрес которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов азартных игр либо в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов лотерей и распространителей (порядок ведения указанных перечней, состав информации, включаемой в такие перечни, а также порядок ее доведения до сведения кредитных организаций, платежных агентов, операторов связи, операторов почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отдельных случаях Банком России);
по направлению в Банк России информации о выявленных случаях осуществления российскими кредитными организациями переводов денежных средств (электронных денежных средств) в пользу лиц, включенных в вышеуказанные перечни перечень лиц.
Предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон N 149-ФЗ также дополняют полномочия ФНС России по государственному надзору за проведением лотерей и в области организации и проведения азартных игр, предусматривая право ФНС России принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" сайтов в сети "Интернет", информационных систем, программ для электронных вычислительных машин, используемых физическими лицами для совершения действий по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, в качестве оплаты за участие в азартной игре и (или) лотерее через иностранных поставщиков платежных услуг, включенных в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов азартных игр, либо в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов лотерей и распространителей.
Корреспондирующие изменения, связанные с указанными положениями законопроекта предлагаются к внесению также в Федеральный закон N 115-ФЗ.
С учетом заявленных целей законопроекта Комитет считает предложенные меры противодействия незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей обоснованными и концепцию законопроекта в целом заслуживающей поддержки.
Комитеты Государственной Думы - соисполнители по законопроекту: Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, концепцию законопроекта также поддержали и рекомендуют Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Поступившие к законопроекту замечания, по мнению Комитета, могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.