Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника - гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым и др.
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника - гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закона об исполнительном производстве) в части установления возможности сохранения ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Концепция законопроекта поддерживается в силу приоритетности гарантий социальной защиты малоимущих граждан.
Вместе с тем по законопроекту имеются замечания правового характера.
Законопроектом расширяется перечень платежей, на которые не распространяется иммунитет прожиточного минимума. Так, статью 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предлагается дополнить частью 3.1, согласно которой ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное проектируемой частью 1.1 статьи 99, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, о возмещению вреда причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда, об уплате административного штрафа или судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также об уплате задолженности, предусмотренной жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или если иное не предусмотрено решением суда. Считаем, что дополнение перечня платежей, на которые не распространяется иммунитет прожиточного минимума платежами об уплате административного штрафа или судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также об уплате задолженности, предусмотренной жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами требует дополнительного обсуждения с точки зрения обоснованной социальной значимости и необходимости такого расширения.
Также законопроектом предусматривается, что банк или иная кредитная организация осуществляют расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона об исполнительном производстве. Следует отметить, что указанным законом предусматривается, что идентификацию денежных средств осуществляют лица, выплачивающие заработную плату или иные социальные платежи, а банки и иные кредитные организации лишь осуществляют их учет и отказывают в их взыскании по исполнительным документам. Таким образом, у банков и иных кредитных организаций отсутствуют инструменты, позволяющие самостоятельно идентифицировать выплаты социального характера. Порядок, предлагаемый законопроектом, наделяет банки и иные кредитные организации дополнительными полномочиями, например, выяснением того, превышают ли доходы должника размер прожиточного минимума, в том числе с учетом возможных поступлений на счета в других банках, поступали ли иные денежные средства, в том числе наличные, должнику и т.д. Однако каких-либо четких механизмов для реализации этих полномочий банками и кредитными организациями законопроектом не предусмотрено.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника - гражданина и лиц, находящихся на его иждивении".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.