Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части упразднения запретов деятельности в границах рыбоохранных зон), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он разработан в целях совершенствования правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в том числе упразднения правового режима рыбоохранных зон для исключения дублирующих обязательных требований к субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности в рыбоохранных зонах.
Согласно статье 48 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона о рыболовстве постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 743 утверждены Правила установления рыбоохранных зон (далее - Правила), которыми определены порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах.
Норма, определяющая ширину рыбоохранных зон водных объектов, и запреты на хозяйственную и иную деятельность, предусмотренные Правилами, практически копируют аналогичные положения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации о водоохранных зонах.
Также Правила содержат требования об установлении на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков. При этом положения части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации также предусматривают установление аналогичных информационных знаков по идентичным границам водоохранных зон водных объектов.
Данное требование сопряжено с дополнительными расходами федерального бюджета. Правовой режим рыбоохранной зоны не совпадает с правовым режимом водоохранных зон только в части запрета на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей, ванн, который предусмотрен в границах всей рыбоохранной зоны, а в водоохранной зоне распространяется только на ее часть, примыкающую к водному объекту, - прибрежную защитную полосу.
Правовое регулирование водных отношений, касающихся прибрежных защитных полос водных объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, пересматривается в проекте федерального закона N 1057393-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации", который в настоящее время принят Государственной Думой в первом чтении и с которым согласуются изменения, предлагаемые законопроектом.
При этом распространение ограничения на деятельность в части распашки земель, размещения отвалов размываемых грунтов, выпаса сельскохозяйственных животных и организации для них летних лагерей на ширину рыбоохранной зоны других водных объектов, не соответствующих установленным требованиям, признано излишним, так как ширины прибрежной защитной полосы, установленной частями 11 и 12 статьи 65 Водного кодекса, достаточно для цели сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Таким образом, положения законопроекта в части упразднения запретов деятельности в границах рыбоохранных зон не приведут к ослаблению правового режима территории, примыкающей к береговой линии.
Изменения, предложенные законопроектом, не могут негативно отразиться на деятельности добросовестных субъектов рыбного хозяйства из-за разницы ограничений хозяйственной и иной деятельности в границах рыбохозяйственных заповедных зон и рыбоохранных зон. Перечень ограничений видов деятельности в рыбоохранных зонах и рыбохозяйственных заповедных зонах практически идентичен.
Также законопроектом предусмотрены переходные положения во избежание сокращения существующих площадей нерестоохранных полос лесов.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" (вступил в силу с 1 июля 2019 г.) границы нерестоохранных полос лесов приравнены к границам рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Рыбоохранные зоны установлены Росрыболовством в шести субъектах Российской Федерации для 5 523 водных объектов и (или) их частей из 5 577 997 водных объектов, учтенных на территории Российской Федерации (0,01%), рыбохозяйственные заповедные зоны не сформированы, работа по их установлению в настоящее время ведется и требует значительных временных затрат. В этой связи в рамках действующего правового поля до начала процесса формирования рыбохозяйственных заповедных зон имеются основания для упразднения существующих нерестоохранных полос лесов (в случае отсутствия рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон) или их сужения до границ установленных рыбоохранных зон. Кроме того, порядком формирования рыбохозяйственных заповедных зон, ввиду отсутствия соответствующих требований законодательных актов, не предусматривается обязательное включение в их границы ранее установленных нерестоохранных полос лесов. Таким образом, проводимая в настоящее время в соответствии с Правилами образования рыбохозяйственных заповедных зон работа по их формированию не может гарантировать включение нерестоохранных полос лесов в границы рыбохозяйственных заповедных зон.
В этой связи положение законопроекта о признании территории, на которой расположены леса, отнесенные до 1 июля 2021 г. к нерестоохранным полосам лесов в соответствии с лесным законодательством, и водный объект или часть водного объекта, к которому прилегает такая территория, рыбохозяйственной заповедной зоной и вступление в силу данного положения в возможно короткий срок позволит исключить указанные риски.
Рыбоохранная зона озера Байкал, указанная как в статье 48 Закона о рыболовстве, так и в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон N 94-ФЗ), не является отдельным самостоятельным видом рыбоохранной зоны. На рыбоохранную зону озера Байкал распространяются те же ограничения, предусмотренные Правилами, что и на рыбоохранную зону любого другого водного объекта. Одновременно в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации озеро Байкал также имеет водоохранную зону с ограничениями хозяйственной деятельности, предусмотренными указанной статьей. Отдельно от общих требований к рыбоохранным и водоохранным зонам Правительством Российской Федерации установлены только границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 N 368-р). Ширина рыбоохранной зоны озера Байкал не превышает ширину его водоохранной зоны.
Таким образом, отмена института рыбоохранных зон не повлечет изменения и (или) ослабления природоохранного режима озера Байкал. Кроме того, законопроектом предусмотрено определение рыбохозяйственной заповедной зоны озера Байкал вместо упраздняемой рыбоохранной зоны.
В соответствии с частью 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрено текстовое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования. В связи с этим в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в Федеральные законы от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа" в части исключения текстового описания местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, водоохранной зоны и рыбохозяйственной заповедной зоны озера Байкал.
Анализ правоприменительной практики показывает необходимость изменения правового регулирования. Последствием реализации законопроекта будет отмена необходимости соблюдения субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности дублирующих обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также исключение риска сокращения границ нерестоохранных полос лесов, обеспечивающих водность и продуктивность водных объектов, которые являются основой поддержания запасов водных биологических ресурсов и сохранения их мест обитания.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.