Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1159131-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в рамках реализации пункта 3.5 Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению администрирования доходов бюджетов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам на 2019 год, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 8 мая 2019 г. N 4118п-П13, в целях сокращения сроков перевода кредитными организациями денежных средств при исполнении банками распоряжений клиентов (плательщиков) о переводе денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, при уплате платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее соответственно - банки, клиенты, распоряжения о переводе денежных средств).
Установленный в настоящее время статьей 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" общий срок перевода денежных средств (за исключением перевода электронных денежных средств) предусматривает осуществление банком перевода денежных средств в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика (далее - счет) или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Указанная норма в совокупности с положениями абзаца второго статьи 849 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность банка по распоряжению клиента списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, предопределяет допущение разрыва между днем поступления в банк распоряжения о переводе денежных средств и датой зачисления указанных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, длительностью до пяти дней (возможно и более, в случае предъявления клиентом в банк распоряжения о переводе денежных средств в день, предшествующий выходному дню) (далее - разрыв).
Предусмотренное проектом федерального закона сокращение сроков перевода банками денежных средств до одного операционного дня после исполнения распоряжения о переводе денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, при уплате платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - сокращение) позволит сократить разрыв до двух дней.
В соответствии с частью 4 статьи 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон) банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств не позднее дня приема к исполнению соответствующего распоряжения, а при приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению соответствующего распоряжения, направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП).
При этом ГИС ГМП является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предусмотренные проектом федерального закона изменения позволяют решить задачу не только сокращения сроков поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и, следовательно, улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и способствуют повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет сокращения сроков поступления в ГИС ГМП информации об уплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отложенный срок вступления в силу Федерального закона обусловлен необходимостью доработок автоматизированных систем.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения проекта федерального закона не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), информации о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О национальной платежной системе" не потребует внесения изменений нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.