Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить "основы регулирования отношений в сфере экономической деятельности, которая осуществляется на территории Российской Федерации и сопровождается выбросами парниковых газов".
В основу наименования и предмета законопроекта положено определение парниковых газов, под которыми понимаются "газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение и находятся за пределами жилых, производственных и иных помещений". Обращаем внимание, что в Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года в определении парниковых газов отсутствует привязка к помещениям.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на урегулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов, однако такие ограничения законом прямо не предлагаются. Принципы и меры ограничения, изложенные в статьях 3 и 4 законопроекта, нуждаются в уточнении. Кроме того, наименования этих статей не соответствуют их содержанию.
Положения Парижского соглашения (заключенное 12 января 2015 года) о необходимости учета "наилучших имеющихся научных знаний" не нашли отражения при определении принципов ограничения выбросов парниковых газов.
Неясны правовые основания отнесения к регулируемым организациям только организаций с определенными цифрами выбросов парниковых газов (статья 7 законопроекта).
Части 2 статей 4 и 5, подпункт 2 части 1 статьи 5, часть 4 статьи 6, часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 8, части 2 и 4 статьи 9 проекта федерального закона в части уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и федеральных органов исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов нуждаются в согласовании и унификации.
Используемое в пункте 2 статьи 2 законопроекта определение кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов как "систематизированного свода сведений, содержащих описание (с указанием объемов) выбросов и поглощений парниковых газов, основанного на официальной статистической информации" сформулировано без учета пункта 7 статьи 13 Парижского соглашения, согласно которому национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов составляется "с использованием методологий на основе надлежащей практики, принятых Межправительственной группой экспертов по изменению климата и согласованных Конференцией Сторон".
Положения пунктов 6 и 11 статьи 2 законопроекта нуждаются в уточнении в части содержания реестра выбросов парниковых газов и реестра углеводородных единиц и их статуса как государственных информационных ресурсов (статья 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Кроме того, следует уточнить, за каким государственным органом закреплены полномочия по ведению указанных реестров.
Терминология законопроекта требует доработки, в том числе в части: "низкий уровень выбросов парниковых газов" (часть 2 статьи 1), "поглощение излучения", "переизлучение излучения" (пункт 1 статьи 2), "аккумулирование углерода", "изъятие из атмосферы" (пункт 5 статьи 2), "систематизированные отчеты" (пункт 6 статьи 2), "поглощающая способность лесов и иных экосистем" (пункт 7 статьи 2), "полный цикл производства продукции", "углеродный след" (пункт 19 статьи 2), "верифицированный результат" (пункт 9 статьи 2, часть 4 статьи 9).
Также полагаем необходимым соотнести положения законопроекта с федеральными законами от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 26.07.2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Юридико-технических замечаний по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.