Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1159362-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" разработан в целях усовершенствования процедуры принятия миграционным органом в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства решений о неразрешении въезда в РФ, об аннулировании вида на жительство, разрешения на временное проживание.
Действующим законодательством предусмотрены основания принятия миграционным органом решений в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства о неразрешении въезда в РФ, об аннулировании вида на жительство, разрешения на временное проживание. Подобные решения принимаются в случаях если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершили административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Между тем, при принятии указанных ограничительных решений, зачастую территориальные миграционные органы МВД России используют формальный подход - принимают подобные решения в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства двух и более раза в течение одного года административных правонарушений. При этом, при принятии решения о неразрешении въезда в РФ, в силу отсутствия императивных на то требований действующего законодательства, миграционные органы не учитывают общественной опасности совершенного правонарушения, личность иностранного гражданина, в том числе его добросовестное поведение за период проживания в РФ, выраженное в надлежащем исполнении обязательств по оплате налогов и сборов в пользу РФ и иные действия, а также семейные обстоятельства - наличие на территории РФ близких родственников (несовершеннолетних детей, супруги и иных родственников), находящихся на иждивении этого гражданина.
При этом, действующее на сегодня Постановление Правительства РФ от 14.01.2015 N 12 ("О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (вместе с "Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" также не раскрывает процедуру не принятия в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства решения о неразрешении въезда в РФ с учетом семейных и иных уважительных обстоятельств.
В связи с этим, исполняя решение о неразрешении въезда в РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства покидают на длительный срок (от 1 до 10 лет) территорию РФ. В такой ситуации, происходит нарушение семейных прав иностранного гражданина или лица без гражданства и членов его семьи, поскольку дети в разлуке со своим родителем - иностранным гражданином или лицом без гражданства лишаются права на постоянное воспитание и общение с этим родителем. Супруг (а) - гражданка РФ также лишается права на постоянное общение и ведение совместного семейного хозяйства со своим супругом (ой) - иностранным гражданином или лицом без гражданства, на иждивении которого она с их общими детьми состоит.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров об отмене решений о неразрешении въезда в РФ, неоднократно упоминал о том, что уполномоченные органы при оценке совершенных иностранных гражданином или лицом без гражданства нарушений и принятии ограничительных мер воздействия (в том числе при принятии решения о не разрешении въезда в РФ), обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания. Также Конституционный Суд Российской Федерации, напомнил, что уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и не разрешения въезда в Российскую Федерацию.
В связи с этим, в целях обеспечения назначения справедливого наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства при совершении им в течении года двух и более правонарушений, не влекущего нарушение семейных прав иностранного гражданина или лица без гражданства и членов их семьи, законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Указанные изменения, обязывают миграционные органы при принятии решений в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, отказе в выдаче иностранному гражданину либо аннулировании ему разрешения на временное проживание или ранее выданного вида на жительство, учитывать степень общественной опасности совершенных ранее иностранным гражданином или лицом без гражданства правонарушений, личности иностранного гражданина или лица без гражданства, семейных и иных обстоятельств.
Согласно изменениям, порядок принятия вышеуказанных решений, в том числе критерии, которые должны использоваться при принятии данного решения с учетом степени общественной опасности совершенных ранее правонарушений, личности иностранного гражданина или лица без гражданства, семейных и иных обстоятельств, а также перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом, законопроект не распространяется на случаи совершения иностранным гражданином или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, выразившегося в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо административное правонарушение, состоящее в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, нарушении обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществлении им, если в отношении него принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок, представлении ложных сведений при осуществлении миграционного учета, либо был подвергнут административному наказанию в виде административного ареста и/или лишения специального права.
Разработанный законопроект обеспечит охрану и защиту семейных ценностей иностранного гражданина, проживающего на территории РФ со своими близкими родственниками - гражданами РФ, а также снимет дополнительную нагрузку на суды, рассматривающие миграционные споры об оспаривании решений об аннулировании вида на жительство, разрешения на временное проживание, не разрешении въезда в РФ.
По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ в 2019 году было выдворено свыше 800 тыс. мигрантов. Принятие законопроекта, позволит не допустить массовый отток трудовых мигрантов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.