Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1160617-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен по вопросам регулирования порядка осуществления валютных операций и направлен на устранение неэффективных положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Целью законопроекта является сокращение административных барьеров в сфере международной торговли в случаях продажи резидентами нерезидентам и физическим лицам - резидентам за наличную иностранную валюту или наличную валюту Российской Федерации выставочных образцов, классифицированных в товарных позициях 7113, 7114, 7116, 7117, 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ювелирная продукция).
Законопроектом вносится дополнение в часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ в части установления возможности для юридических лиц - резидентов, являющихся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (далее - резиденты - участники международных выставок), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами) и с физическими лицами - резидентами в наличной иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенную ими у резидентов - участников международных выставок ювелирную продукцию в месте проведения международной выставки.
Пункт 1 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ приводится в соответствие с новой редакцией части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
С целью обеспечения требования о репатриации получаемых резидентами-участниками международных выставок наличных денежных средств законопроект устанавливает обязательность ввоза таких наличных денежных средств на территорию Российской Федерации по окончании срока проведения международной выставки, проводимой в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), но не позднее 30 дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца, с соблюдением требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и последующего зачисления на банковский счет в уполномоченном банке резидента-участника международной выставки не позднее 7 рабочих дней со дня ввоза наличных денежных средств на территорию Российской Федерации.
Также в целях идентификации наличных денежных средств в качестве выручки от продажи товаров на международных выставках часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ в редакции законопроекта предусматривает обязанность резидентов-участников международных выставок при зачислении на свой банковский счет в уполномоченном банке наличных денежных средств, полученных в результате продажи выставочных образцов на выставках за рубежом, представлять в уполномоченный банк таможенные декларации, поданные в отношении выставочных образцов ювелирных изделий при их помещении под таможенную процедуру временного вывоза, таможенную процедуру экспорта (в случае их продажи на международной выставке), а также таможенные декларации, поданные в отношении наличных денежных средств, полученных от продажи на международной выставке выставочных образцов ювелирных изделий и ввезенных в Российскую Федерацию.
В целях осуществления валютного контроля за своевременным зачислением резидентами-участниками международных выставок на свой банковский счет в уполномоченном банке наличных денежных средств, полученных от продажи выставочных образцов, статья 23 Закона N 173-ФЗ дополняется нормами, в соответствии с которыми контроль за таким зачислением возлагается на ФТС России (часть 6.2) и устанавливается механизм взаимодействия органов и агентов валютного контроля при осуществлении указанного контроля (части 6.3 и 13.1).
Предусмотренный законопроектом порядок контроля за своевременностью и полнотой зачисления на счет в уполномоченном банке выручки от реализации ювелирных изделий на выставках за наличный расчет основан на следующем.
В настоящее время товары, вывозимые на выставку, помещаются под таможенную процедуру временного вывоза (статья 227 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с заявлением в декларации на товары (далее - ДТ) соответствующего кода характера сделки (графа 24) и кода особенностей перемещения товаров (графа 37). Согласно пункту 5 статьи 229 ТК ЕАЭС реализованные на выставке временно вывезенные товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта путем подачи ДТ с заявлением в ней цены реализации товаров (графы 42, 22) и сведений о предшествующей ДТ (графа 40). В свою очередь, ввозимые резидентом на территорию Российской Федерации наличные денежные средства, полученные от реализации товаров на выставке, по окончании срока ее проведения также подлежат таможенному декларированию путем подачи ДТ с заявлением в ней суммы перемещаемых денежных средств, которая должна соответствовать цене товаров, реализованных на выставке, согласно ДТ, оформленной в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Таким образом, для идентификации уполномоченным банком наличных денежных средств, зачисляемых на счет резидента, в качестве выручки от реализации товаров на выставке необходимы сведения из всех вышеуказанных ДТ.
ФТС России направляет в электронном виде информацию о ДТ уполномоченным банкам в порядке, определенном Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами ДТ (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1459 (далее - Положение)).
Согласно пункту 2 Положения ФТС России передает уполномоченным банкам в электронном виде информацию о ДТ, в графе 44 которых заявлены сведения об уникальном номере контракта (далее - УНК). Передача ДТ осуществляется в уполномоченные банки адресно в разрезе УНК, присваиваемых банками в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Таким образом, адресная передача ФТС России уполномоченным банкам информации о ДТ, не содержащих сведений об УНК, не представляется возможной.
При этом информация о всех зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары ежедневно передается Банку России в рамках Соглашения об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г. в соответствии с Положением.
Поскольку заранее информация о банке, на счет в котором будет зачисляться выручка от реализации товаров на выставке, у таможенных органов и Банка России отсутствует, адресное представление уполномоченному банку информации о вышеуказанных ДТ возможно только на основании сведений о них, предоставляемых экспортером соответствующему уполномоченному банку. Достоверность этих сведений должна быть подтверждена уполномоченному банку Банком России на основании информации таможенных органов, предоставляемой в соответствии с Положением.
Подача ДТ сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в том числе документов, подтверждающих экспортную цену товаров.
Таким образом, законопроект не изменяет существующей административной процедуры в отношении таможенного декларирования выставочных образцов ювелирных изделий, реализованных в месте проведения международной выставки, а лишь ссылается на действующий порядок таможенного декларирования и применения таможенных процедур для определения перечня подтверждающих документов.
Такое документальное подтверждение также необходимо для целей исключения злоупотреблений со стороны резидентов в части указания экспортной цены товаров в таможенной декларации, не соответствующей цене реализации выставочного образца на выставке. Минимизация рисков занижения цены экспортируемых товаров осуществляется таможенными органами в рамках реализации полномочий по проведению таможенного контроля (статья 313 ТК ЕАЭС) с использованием системы управления рисками.
С учетом вносимых законопроектом изменений в часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ используемое в статье 15 указанного Закона понятие "таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном деле" приводится в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров, являющихся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Продвижение поставляемой российскими экспортерами на экспорт ювелирной продукции непосредственно на месте проведения международной выставки будет способствовать в том числе расширению объемов несырьевого экспорта из Российской Федерации. Учитывая, что зарубежные компании свободно реализуют свою продукцию на международных выставках, соответствующие дополнения в Закон N 173-ФЗ позволят российским участникам международных выставок более активно продвигать свою продукцию на зарубежных выставочных площадках, а также более квалифицированно проводить маркетинговые исследования рынка и изучать покупательский спрос и покупательские предпочтения.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения валютного законодательства Российской Федерации по рассматриваемому вопросу. В результате данного анализа выявлена недостаточность правового регулирования порядка осуществления валютных операций резидентов (российских производителей ювелирных изделий - экспортеров).
Будучи интегрированными в мировой рынок ювелирных изделий, российские производители ставят цель увеличить долю экспорта собственной продукции, стремятся принимать участие во всех значимых зарубежных выставочных мероприятиях. Таким образом, в течение календарного года формируется порядка 100 - 120 стендов российских производителей с экспозицией ювелирных изделий. Исходя из наблюдений российских производителей за продажами выставочных образцов своими конкурентами, которые не имеют для таких продаж ограничений, суммы торговой выручки каждого стенда составляют от 100 до 200 тыс. долларов США за период проведения каждой выставки.
Даже в условиях резкого падения внутреннего спроса на украшения объем произведенной в России ювелирной продукции по итогам 2018 года близок к 2 млрд. долларов США (2% от мирового уровня). При этом доля российских экспортеров ювелирной продукции в экспортных поставках (около 115 млн. долларов США, 0,12%) явно не соответствует этому показателю.
Разрешение продаж ювелирной продукции на зарубежных выставках сделает участие российских производителей в них регулярным и массовым, что создаст основу для продвижения продукции российских ювелиров на внешних рынках.
В целях обеспечения возможности внесения Банком России соответствующих изменений в нормативные правовые акты для реализации норм принимаемого Федерального закона статьей 2 законопроекта устанавливается отложенный срок вступления в силу принимаемого федерального закона с 1 июля 2021 г.
Законопроект не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлекут дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.