Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 апреля 2021 г. N 5.1-01/1005
по проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1057595-7) названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 ноября 2020 года и принят Государственной Думой в первом чтении 16 февраля 2021 года, во втором чтении - 13 апреля 2021 года.
Названным Федеральным законом в федеральные законы от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) и от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) вносится ряд изменений, направленных на упорядочение отношений, связанных с осуществлением спортивной подготовки, ее методического сопровождения, обеспечение преемственности программ спортивной подготовки и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
В частности, Федеральным законом:
- уточняется понятийный аппарат Федерального закона N 329-ФЗ (включая определение понятий "детско-юношеский спорт", "спортивная подготовка", "спортивные мероприятия", "тренер-преподаватель", "федеральные стандарты спортивной подготовки", "школьный спорт"), дополнительные образовательные программы спортивной подготовки включаются в состав дополнительных общеобразовательных программ;
- уточняются полномочия Минспорта России, к которым относятся организация разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки (по согласованию с Минпросвещения Россини) и определение особенностей организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (по согласованию с Минпросвещения России и Минтрудом России);
- участники спортивной подготовки относятся соответственно к обучающимся и педагогическим работникам, приобретая их права и обязанности, при этом лица, работающие в должности тренера до дня вступления в силу Федерального закона в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя (с зачетом в стаж педагогической работы периодов работы в должности тренера), должности руководителей образовательных организаций;
- для организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, и организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, устанавливается обязательное требование о переименовании в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа";
- для организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, устанавливается право переименования в организации дополнительного образования с соответствующим специальным наименованием;
- для всех организаций, реализующих программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливаются требования о приведении их образовательной деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года и о получении ими лицензии на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года (до этого момента выдается временная лицензия, действующая до 1 сентября 2023 года).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и системе федерального законодательства.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, социального и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также вопросы, которые согласно пунктам "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (общие вопросы воспитания, образования физической культуры и спорта), "ж" (сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальная защита, включая социальное обеспечение), "ж1" (защита детства), "к" (трудовое законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон, согласно пункту 1 его статьи 3, вступает в силу с 1 января 2023 года.
Реализация Федерального закона может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Федеральный закон должен быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 29 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.