Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-04/1970
на проект федерального закона N 1065287-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2021 года.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 30 ноября 2020 года, 20 января 2021 года принят в первом чтении, 14 апреля 2021 года - во втором чтении и 20 апреля 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, К.И. Косачевым в Государственную Думу направлялись 10 поправок, которые были приняты.
Проект Федерального закона был разработан в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Федеральным законом вносятся изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, предусматривающие ограничения для определенных должностных лиц, служащих и работников в связи с наличием у них гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Согласно Федеральному закону несоответствие указанных должностных лиц, служащих и работников вновь устанавливаемым требованиям и ограничениям является основанием для отказа в приеме (переводе) на соответствующую службу или назначения на соответствующую должность, а также для расторжения с ними служебного контракта, трудового договора или досрочного прекращения их полномочий.
В отношении дипломатических работников устанавливаемые запреты и ограничения предлагается распространять также на их супругу (супруга).
Федеральным законом на указанных должностных лиц, служащих и работников возлагается обязанность по своевременному информированию представителя нанимателя об обстоятельствах, связанных с устанавливаемыми ограничениями и запретами, а также сроки, порядок такого информирования и ответственность за несвоевременное представление указанных сведений.
Федеральным законом предусматривается механизм, позволяющий должностным лицам, служащим и работникам, имеющим вышеуказанные ограничения на день вступления в силу Федерального закона, продолжить службу (работу), при условии своевременного информирования нанимателя (его представителя) и представления ему документов, подтверждающих намерение приобрести гражданство Российской Федерации, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Служащие, должностные лица и работники, не представившие в названный срок указанные документы, будут подлежать освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (с работы), за исключением военнослужащих, являющихся гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно. Такие военнослужащие могут быть досрочно уволены с военной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Комитет обращает внимание, что проект Федерального закона был внесен в "одном пакете" с принятым Государственной Думой Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (проект N 1065309-7) в части установления корреспондирующих ограничений для отдельных категорий работников.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.