Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 апреля 2021 г. N 5.1-01/985
по проекту федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", принятому Государственной Думой 14 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1058461-7) был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным, К.К. Долговым, А.А. Салпагаровым, В.В. Семеновым 18 ноября 2020 года под наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) вносятся изменения, направленные на усиление контроля за деятельностью производителей этилового спирта.
Федеральным законом уточняются определения таких основных понятий, как мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, норма минимального использования производственной мощности, приостановление использования и уведомление о приостановлении или возобновлении использования такого оборудования.
Федеральным законом излагается в новой редакции пункт 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ (его положения не распространяются на производство винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов), в соответствии с которым не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем не соответствует норме минимального использования производственной мощности (70 процентов). В случае проведения ремонта основного технологического оборудования для производства этилового спирта организация уведомляет об этом лицензирующий орган по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, до даты начала ремонта. При соблюдении определенных условий лицензирующий орган не учитывает период такого ремонта при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности технологического оборудования. Несоблюдение организацией, производящей этиловый спирт, нормы минимального использования производственной мощности устанавливается в качестве основания для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральным законом определяются признаки осуществляющих производство этилового спирта организаций, входящих в группу организаций (принадлежность одной из организаций более 70 процентов акций или долей в уставном капитале других организаций, осуществляющих производство этилового спирта, при этом суммарная производственная мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта группы организаций должна составлять не менее 20 миллионов декалитров в год).
Организациям, входящим в группу организаций, и организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции с использованием этилового спирта, в случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности предоставляется возможность направить уведомление в форме электронного документа о приостановлении и возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта. Порядок направления в лицензирующий орган таких уведомлений будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При рассмотрении проекта Федерального закона во втором чтении Федеральный закон N 171-ФЗ был дополнен положением, закрепляющим возможность проведения эксперимента, предусматривающего применение в течение определенного периода специального регулирования в отношении маркировки федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции с определением круга лиц и территории, на которые распространяется это специальное регулирование. Положение о проведении такого эксперимента должно утверждаться Правительством Российской Федерации.
С учетом этого в статье 2 Федерального закона предписывается провести на территории Калининградской области эксперимент по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, продолжительностью с 1 июня 2021 года по 31 мая 2023 года, определены цели проведения эксперимента, его участники, условия, при которых маркировка алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию осуществляться не будет. Правительству Российской Федерации надлежит утвердить положение о проведении эксперимента, в котором определить участников эксперимента, условия их участия в эксперименте, порядок проведения эксперимента и представления отчета о результатах его проведения.
Федеральным законом в статье 3 организациям, имеющим на 1 июля 2021 года действующую лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (за исключением винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) или на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), предоставлено право продолжения производственной деятельности при условии выполнения ими нормы минимального использования производственной мощности, рассчитываемой по правилам Федерального закона, при этом установлена обязанность этих организаций подать до 31 октября 2021 года заявление о переоформлении лицензий, предусматривающее установление производственной мощности на квартал.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (установление правовых основ единого рынка, финансовое, таможенное регулирование), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся нормы минимального использования производственной мощности и новых оснований для аннулирования лицензии, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" (таможенное, финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и его рассмотрение должно быть начато не позднее 29 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.