Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 апреля 2021 г. N 3.5-03/948
по проекту федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 апреля 2021 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным, К.К. Долговым, А.А. Салпагаровым и В.В. Семеновым.
Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в соответствии с которыми не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70 процентам производственной мощности. Согласно действующим положениям, норма минимального использования производственной мощности для производства этилового спирта устанавливается Правительством Российской Федерации и в настоящее время составляет 50 процентов.
При этом в отношении алкогольной продукции сохраняются действующие положения, согласно которым не допускается ее производство, если годовой объем производства такой продукции не соответствует норме минимального использования производственной мощности, утвержденной Правительством Российской Федерации и составляющей 20-25 процентов.
Также Федеральным законом установлено, что если в квартале, за который определяется объем произведенного этилового спирта, проводится ремонт основного технологического оборудования, период такого ремонта не учитывается при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности при соблюдении определенных в Федеральном законе условий.
В случае, если принадлежащая одной организации доля в уставном капитале другой организации (организаций), осуществляющей производство этилового спирта, составляет более 70 процентов (далее - группа организаций) и суммарная производственная мощность группы организаций составляет не менее 20 миллионов декалитров в год, то установление факта несоблюдения нормы минимального использования производственной мощности осуществляется в целом для группы организаций исходя из их общего объема произведенного этилового спирта.
При этом отменяется требование направления уведомления о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта в случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности такого основного технологического оборудования (за исключением организаций, входящая в группу организаций) и направления уведомления о возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта.
При установлении факта несоблюдения группой организаций нормы минимального использования производственной мощности за четвертый квартал года такая норма признается нарушенной, если за соответствующий год общий годовой объем производства этилового спирта группой организаций составил менее 5 миллионов декалитров независимо от периодов приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта в течение этого календарного года.
Указанные изменения не распространяются на производство дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового.
Также Федеральным законом предусмотрены правовые последствия для организаций, осуществляющих производство этилового спирта в объеме, не соответствующем норме минимального использования производственной мощности. Несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта по решению федерального органа по контролю и надзору. Ненаправление в лицензирующий орган уведомления о возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается проведение на территории Калининградской области эксперимента с 1 июня 2021 года по 31 мая 2023 года по маркировке федеральными специальными марками (далее - маркировка) ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада. Целями проведения эксперимента являются тестирование возможности нанесения федеральных специальных марок на таможенных складах на алкогольную продукцию, с учетом необходимости исключить риски ее нелегального оборота, а также оценка целесообразности маркировки на территории Российской Федерации ввозимой алкогольной продукции на постоянной основе.
Положение о проведении эксперимента, в котором определяются участники эксперимента, условия их участия в эксперименте, порядок проведения эксперимента и представления отчета о результатах его проведения, утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования, за исключением положений, предусматривающих проведение эксперимента, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года. При этом предусмотрены переходные положения, позволяющие организациям, имеющим на 1 июля 2021 года действующую лицензию на производство этилового спирта или на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), осуществлять в 2021 году деятельность по производству этилового спирта при условии выполнения нормы минимального использования производственной мощности, рассчитанной пропорциональным распределением указанной в лицензии годовой производственной мощности на соответствующий квартал, или подать до 31 октября 2021 года заявление о переоформлении лицензии с установлением производственной мощности на квартал.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая, что реализация Федерального закона будет способствовать сокращению объемов нелегального производства этилового спирта при сохранении условий деятельности добросовестных производителей этилового спирта и позволит провести эксперимент по маркировке ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, для последующей оценки целесообразности такой маркировки на постоянной основе, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.