Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 апреля 2021 г. N 3.1-05/1497
по проекту федерального закона N 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 20 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1065309-7) внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 30 ноября 2020 года и принят в первом чтении 20 января 2021 года, 14 апреля 2021 года - во втором чтении, 20 апреля 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом в Государственную Думу были направлены поправки, которые приняты.
Федеральный закон разработан в целях реализации изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в соответствии с которым установлены ограничения, касающиеся наличия у определенных должностных лиц гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Федеральный закон устанавливает ограничения для лиц, замещающих на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне (далее - работники).
В связи с чем Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей 349.6, в соответствии с которой к замещению указанных выше должностей не допускаются лица, не имеющие гражданства Российской Федерации или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон обязывает работников своевременно сообщать работодателю в письменной форме о прекращении российского гражданства или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание в нем в день, когда им стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения этих обстоятельств. Трудовой договор с работником может быть прекращен, если данного работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.
Непредставление работником в установленном порядке сведений о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание в нем служит основанием для прекращения с ним трудового договора.
Работники смогут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления в течение двадцати дней со дня вступления Федерального закона в силу документов, подтверждающих их намерение приобрести российское гражданство, прекратить гражданство иностранного государства или право на постоянное проживание в нем. По истечении шести месяцев со дня вступления Федерального закона в силу в случае непредставления требуемых документов трудовой договор с таким работником может быть прекращен, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.