Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 апреля 2021 г. N 3.5-03/646
по проекту федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 апреля 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации в целях расширения перечня оснований для предоставления помощи многодетным семьям в размере 450 тысяч рублей для полного или частичного погашения обязательств по ипотечным кредитам (займам), в отношении которых могут быть предоставлены меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Федеральным законом N 157-ФЗ предусмотрено, что право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). При этом установлено, что целью кредитного договора должно являться приобретение по договору купли-продажи жилого помещения, в том числе объекта индивидуального строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон расширяет перечень целей заключаемого кредитного договора (договора займа) и распространяет положения Федерального закона N 157-ФЗ на случаи, когда кредитные средства используются на:
- приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства;
- строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- приобретение на территории Российской Федерации по договору купли-продажи у юридического или физического лица объекта индивидуального жилищного строительства, строительство которого не завершено;
- приобретение доли (долей) в праве общей собственности на объекты недвижимости, в случае если в результате приобретения такой доли (долей) объект недвижимости поступает в собственность гражданина или в общую собственность супругов;
- оплату (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива или жилищно-накопительного кооператива;
- приобретение жилого помещения, предусматриваемое программами субъектов Российской Федерации.
Также Федеральный закон определяет, что меры государственной поддержки реализуются в отношении ипотечных кредитов (займов), которые предоставлены на приобретение или строительство объектов недвижимости, включая оплату неотделимых улучшений и (или) оплату ремонта этих объектов, и (или) уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования.
Федеральный закон определяет перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по кредитным договорам (договором займа), на погашение которых направляются средства в рамках мер государственной поддержки. Такими кредиторами (заимодавцами) могут быть:
- кредитная организация;
- единый институт развития в жилищной сфере;
- организация, включенная в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере в перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов;
- ипотечный агент;
- учреждение, созданное по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с Федеральным законом гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации права собственности гражданина на соответствующий объект недвижимости (перехода доли в праве общей собственности) либо государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (соглашения (договора) об уступке прав требований по указанному договору) и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта либо залога прав требований по договору участия в долевом строительстве. В случае, если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства, гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта.
Федеральный закон устанавливает, что право на меры государственной поддержки имеет не только заемщик, но и поручитель (мать или отец) в случае если договор поручительства заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и такому гражданину принадлежит право собственности (доля в праве общей собственности) на объект недвижимости, который является обеспечением по соответствующему жилищному кредиту (займу).
Кроме этого, Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", устанавливая, что информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария, осуществляющего хранение электронной закладной или обездвиженной документарной закладной, осуществляется с использованием определенных Правительством Российской Федерации информационных систем.
Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на повышение эффективности мер государственной поддержки многодетных семей. При этом его реализация потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая, что принятие Федерального закона будет иметь благоприятные социально-экономические последствия для граждан комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.