Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1164301-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение абзаца пятого подпункта 12 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, проведенного 30 января 2020 г. (от 1 марта 2020 г. N Пр-354), и пункта 17 поручения Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N ММ-П16-1825.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
На федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" регламентированы полномочия органов местного самоуправления приграничных субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества, порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований, а также иные вопросы.
Однако у иных муниципальных образований, которые находятся на территории субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, отсутствует правовая основа в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами.
Проект федерального закона устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, что позволит обеспечить единый подход и избежать неоднородной практики при осуществлении указанных связей. Предлагается наделить указанными полномочиями Минэкономразвития России, учитывая осуществление Минэкономразвития России аналогичных полномочий в сфере приграничного сотрудничества органов местного самоуправления.
Кроме того, проект федерального закона устанавливает полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей. Корреспондирующее положение закреплено в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Проект федерального закона перечисляет полномочия органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей. К ним относятся проведение встреч, консультаций и иных мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований иностранных государств; заключение соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления муниципальных образований иностранных государств; участие в деятельности международных организаций межмуниципального сотрудничества, а также иные полномочия.
Также проект федерального закона определяет порядок информирования об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, а также порядок ведения перечня соглашений об осуществлении указанных связей.
Проект федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального, регионального и местного бюджетов.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., нормативным правовым актам Евразийского экономического союза, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на установление порядка и условий осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
Проект федерального закона определяет полномочия федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления. Указанными полномочиями предлагается наделить Минэкономразвития России. Учитывая осуществление Минэкономразвития России аналогичных полномочий в сфере приграничного сотрудничества органов местного самоуправления, дополнительное финансирование на реализацию Минэкономразвития России указанных полномочий не потребуется.
Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления будут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, управления, государственные комитеты и иные структурные подразделения). Данные структурные подразделения созданы во всех субъектах Российской Федерации в целях координации международных и внешнеэкономических связей региона и входящих в его состав муниципальных образований. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, например во Владимирской, Нижегородской, Свердловской, Тверской, Ярославской областях, Пермском крае, в региональных нормативно-правовых актах содержатся рекомендации органам местного самоуправления при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей. Например, последние информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации о визитах иностранных делегаций, о переговорах с зарубежными партнерами, в том числе по заключению соглашений. Кроме того, распространенной практикой является координация международных связей органов местного самоуправления путем направления им соответствующих запросов и указаний.
При этом по информации, полученной из Нижегородской, Новгородской областей, а также города Москвы, учитывая функционирование в системе органов власти регионов структурных подразделений, курирующих международную деятельность, предлагаемые проектом федерального закона меры, в том числе по правовому, методическому и организационному обеспечению указанной деятельности и работе с соглашениями муниципалитетов в сфере зарубежных связей, не приведут к дополнительным расходам региона, а также к увеличению числа штатных единиц, занятых в данной работе.
В связи изложенным дополнительное финансирование на реализацию указанных полномочий, в том числе по рассмотрению и регистрации соглашений об осуществлении органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей на региональном уровне, не потребуется. Например, в 2019 году органами местного самоуправления 50 приграничных субъектов Российской Федерации заключено 11 соглашений о приграничном сотрудничестве, которое является наиболее активной формой взаимодействия с иностранными партнерами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований наделены соответствующими полномочиями и на протяжении длительного времени осуществляют международную и внешнеэкономическую деятельность, в том числе побратимские связи, заключая соответствующие соглашения. Учитывая, что проект федерального закона направлен на установление порядка уже осуществляемой органами местного самоуправления деятельности, это не потребует дополнительных расходов местного бюджета.
Таким образом, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального, регионального и местного бюджетов, и не приведет к сокращению доходной части федерального, регионального и местного бюджетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления у в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" потребует внесения изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.
Основание: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Срок подготовки - июнь 2021 г.
Цель внесения изменений и краткое описание: необходимость наделения Минэкономразвития России полномочиями по осуществлению функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" потребует издания приказа Министерства экономического развития Российской Федерации о порядке информирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России (после наделения полномочиями по осуществлению функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления) об осуществлении международных и внешнеэкономических связей данного субъекта Российской Федерации и муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации и о результатах осуществления таких связей.
Основание: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Срок подготовки - сентябрь 2021 г.
Цель издания и краткое описание приказа: необходимость определения порядка и сроков информирования Минэкономразвития России органами государственной власти субъектов Российской Федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей данного субъекта Российской Федерации и его муниципальных образований и о результатах осуществления таких связей.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.