Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-03/1961
на проект федерального закона N 1079336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 19 декабря 2020 года Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения", принят 16 февраля 2021 года в первом чтении, 13 апреля 2021 года во втором чтении и 20 апреля 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон) с целью упрощения процесса назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - социальные льготы), за счет использования возможностей единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Единая государственная информационная система социального обслуживания (далее - ЕГИССО) была создана 1 января 2018 года в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих социальные гарантии и выплаты, информацией о социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам Российской Федерации.
Федеральный закон расширяет назначение ЕГИССО и устанавливает, что она также будет использоваться в целях автоматизации процессов назначения и предоставления социальных льгот. При этом, в ЕГИССО могут направляться сведения, содержащиеся в государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих социальные льготы. При назначении и предоставлении социальных льгот органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, государственными внебюджетными фондами допускается возможность использования ими собственных информационных систем, отвечающих требованиям Закона.
Федеральный закон включает в состав операторов ЕГИССО, помимо Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. При этом на основании решения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации его полномочия, как оператора информационной системы, может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Федеральный закон возлагает на Правительство Российской Федерации полномочие по утверждению положения о ЕГИССО, которое будет определять состав ее подсистем и их функций, распределение полномочий между операторами ЕГИССО, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных Федеральным законом, в ЕГИССО, порядок обработки информации в ЕГИССО, порядок взаимодействия ЕГИССО с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, и порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в ЕГИССО, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на совершенствование механизма работы ЕГИССО и будет способствовать оптимизации предоставления социальных льгот, оперативности принятия решений об их предоставлении, повышению уровня социальной защищенности граждан и снижению нагрузки на них по сбору документов в бумажном виде.
Федеральный закон вступает в силу в общеустановленном порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем, Федеральным законом предусмотрен переходный период со дня вступления его в силу по 31 декабря 2023 года, в течение которого операторы ЕГИССО и органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти и органов самоуправления, должны провести организационные и технологические мероприятия в целях реализации новых положений Закона.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.