Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствий со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации "Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности", предусмотрев в ее новой части уголовную ответственность за руководство деятельностью такой организации независимо от привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние. Законопроектом также предлагается изменить примечание, разъясняющее основания освобождения от уголовной ответственности по данной статье. Корреспондирующие изменения вносятся в часть первую статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
В настоящее время состав преступления, предусмотренный статьей 284.1 УК РФ, предполагает административную преюдицию - привлечение к ответственности лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное деяние два раза в течение одного года (статья 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности").
В связи с этим предложенное в законопроекте конструирование части второй статьи 284.1 УК РФ без административной преюдиции существенно усилит ответственность за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации после принятия решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствий с законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований подпункта "а" пункта 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержащееся во вносимом законопроекте предложение об ужесточении ответственности за совершение противоправного деяния должно сопровождаться мотивированным обоснованием, подтвержденным убедительными сведениями и статистическими данными, свидетельствующими о недостаточности существующего правового регулирования, а также специальными исследованиями, доказывающими целесообразность введения новых норм, предусматривающих уголовную ответственность за такие деяния. Однако пояснительная записка к законопроекту не отвечает указанным: требованиям и такого обоснования не содержит.
Кроме того, обращаем внимание на то, что по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации судами Российской Федерации по статье 284.1 УК РФ за период с 2015 по 2019 г. по основной квалификации не осуждено ни одно лицо.
|
С.В. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 7 августа 2020 г. N 4-ВС-4039/20 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1165661-7 "О внесении изменений в статью 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Текст письма опубликован не был