Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1166183-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование существующего порядка предоставления осужденным свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в том числе с представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, а также нотариусами и на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свободах (далее - Конвенция).
В соответствии с пунктом 2 правила 36 Регламента Европейского Суда по правам человека заявитель должен быть представлен в Европейском Суде по правам человека после уведомления страны-ответчика о принятии жалобы судом.
Требованиями пункта 4 установлено, что представителем заявителя выступает адвокат, допущенный к адвокатской практике, или любое иное лицо, утвержденное Председателем Палаты.
Европейским Судом по правам человека (далее - Европейский Суд) при рассмотрении жалобы N 1555/04 "Захаркин против Российской Федерации" выявлен правовой пробел в российском законодательстве, которое не предусматривает специальных правил для свиданий осужденных и их представителей в Европейском Суде.
В этой связи Европейский Суд признал, что Российской Федерацией допущено нарушение статьи 34 Конвенции.
Законопроектом предлагается восполнить указанный законодательный пробел и тем самым привести порядок отбывания наказания в части соблюдения права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на обращение в Европейский Суд в соответствие с международными стандартами.
В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действует режим - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в том числе охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними. В целях исключения случаев проноса адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, на территорию исправительного учреждения технических средств связи, а также технических средств (устройств), позволяющих осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ст. 89 и 158 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При этом законопроектом предлагается конкретизировать право адвокатов или иных указанных лиц проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру для снятия копий с материалов личного дела осужденного, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения.
Положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" нотариусы отнесены к субъектам, оказывающим юридическую помощь.
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате установлена обязанность нотариусов сохранять тайну совершения нотариальных действий. В целях реализации указанных положений законодательства о нотариате законопроектом устанавливается право нотариуса на встречу с осужденным наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
Аналогичный порядок предоставления осужденным свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, нотариусами установлен в отношении содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и от 06.10.2006 N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы".
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.