Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 апреля 2021 г. N 5.1-01/1106
по проекту федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменении в Федеральный закон "О рекламе", принятому Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1109512-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым и другими 10 февраля 2021 года.
В Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" вносятся изменения, создающие правовой механизм, обеспечивающий соблюдение обязательной пятипроцентной доли при распространении социальной рекламы в сети "Интернет".
Федеральным законом вводится новый субъект в сфере рекламы - оператор социальной рекламы, функции которого будет осуществлять некоммерческая организация, определять которую будет Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - уполномоченный орган). Федеральным законом определяются полномочия оператора социальной рекламы, порядок передачи полномочий при назначении другого оператора, а также запреты при осуществлении этих полномочий, закрепляется пятилетний срок исполнения полномочий, при этом в определенных Федеральным законом случаях полномочия оператора социальной рекламы могут быть прекращены досрочно.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями устанавливать критерии отнесения информации, распространяемой в сети "Интернет", к социальной рекламе. Уполномоченный орган будет утверждать методику определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в сети "Интернет", порядок учета социальной рекламы, распространяемой в сети "Интернет", требования к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объемов распространения социальной рекламы в сети "Интернет", а также к срокам и порядку их предоставления. Также предусматривается создание совета по вопросам распространения социальной рекламы в сети "Интернет", порядок образования и деятельности которого должен утвердить уполномоченный орган.
Федеральным законом предусмотрены особенности заключения договоров на распространение социальной рекламы в сети "Интернет", а также закреплено положение, что рекламораспространители, доступ к информационным ресурсам (находящимся на территории Российской Федерации) которых в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", должны будут распространять без взимания платы социальную рекламу, предоставленную оператором социальной рекламы.
Федеральным законом устанавливается, что оператор социальной рекламы определяет прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в сети "Интернет", в связи с чем производит сбор соответствующих сведений о рекламе для формирования прогнозных значений. Одновременно установлены обязанности рекламораспространителя и оператора рекламной системы предоставлять сведения оператору социальной рекламы. Полномочия антимонопольного органа по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы будут распространяться также на операторов рекламной системы и рекламораспространителей.
Федеральным законом установлено, что требования к распространению социальной рекламы в сети "Интернет" не распространяются на телеканалы, радиоканалы и зарегистрированные в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" сетевые издания.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов государственной власти), "ж" (установление правовых основ единого рынка), "и" (информация, информационные технологии) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации и уполномоченным органом нормативных правовых актов, в том числе связанных с установлением обязательных требований.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года, при этом установлено, что до 1 июля 2021 года должен быть определен оператор социальной рекламы.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 6 мая 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.