Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-04/1975
по проекту федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 апреля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым и другими 10 февраля 2021 года, принят 24 марта 2021 года в первом чтении, 22 апреля 2021 года во втором и третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым в Государственную Думу направлялись поправки, которые были отклонены.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", действующей редакцией которого определено, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (далее - обязательный объем распространения).
С целью обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе обеспечения обязательного объема распространения такой рекламы, Федеральным законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - Минцифра России), наделяется полномочием по определению оператора социальной рекламы. Сведения о таком операторе подлежат размещению на сайте Минцифры России в сети "Интернет".
Федеральным законом определяются требования к оператору социальной рекламы, срок полномочий, основания досрочного их прекращения, ограничения, основные функции оператора, среди которых взаимодействие с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы, а также подготовка ежегодного отчета о своей деятельности. Оператор социальной рекламы не вправе взимать с рекламодателей плату за распространение в сети "Интернет" социальной рекламы.
Критерии отнесения информации, распространяемой в сети "Интернет", к социальной рекламе в целях определения обязательного объема ее распространения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматриваются особенности взаимодействия оператора социальной рекламы и рекламораспространителей, распространяющих в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации. Плата за размещение социальной рекламы в пределах обязательного объема ее распространения на сайтах таких рекламораспространителей не взимается. В случаях если указанными рекламораспространителями, операторами рекламных систем определены правила распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса, в договоре между оператором социальной рекламы и оператором рекламной системы или рекламораспространителем могут предусматриваться особенности распространения социальной рекламы в части объемов рекламы, распространяемой в определенный период, тематики, содержания, характеристик аудитории. Положения правил распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса не должны противоречить положениям Федерального закона.
Для рассмотрения вопросов, связанных с распространением в сети "Интернет" социальной рекламы, создается совет по вопросам распространения социальной рекламы в сети "Интернет", порядок образования и деятельности которого утверждается Минцифрой России.
Федеральным законом регламентировано, что социальная реклама, распространяемая в сети "Интернет", должна содержать пометку "Социальная реклама", а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта в сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Положения Федерального закона в части распространения социальной рекламы не подлежат применению в отношении сайтов в сети "Интернет", которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, а также телеканалов и (или) радиоканалов.
Федеральным законом предусматривается ответственность за нарушение его положений.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. В частности, определение оператора социальной рекламы впервые должно быть завершено до 1 июля 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.