Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1169886-7 "О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 25 мая 2020 года N 163-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".
В частности, закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" дополнен новой статьей 5.1, которой распространена страховая защита на денежные средства ряда некоммерческих организаций, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре юридических лиц - товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, религиозные организации, благотворительные фонды, а также на некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг. Сумма возмещения по таким счетам не будет превышать 1 400 000 рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 мая 2020 года N 163-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 5.1 закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" начнет свое действие 1 октября 2020 г.
Настоящим законопроектом предлагается включить в перечень некоммерческих организаций, чьи денежные средства в банках подлежат страхованию, профессиональные союзы, их организации, объединения.
На основании пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации профсоюзы создаются в организационно-правовой форме "общественная организация" либо "ассоциация (союз)".
Для идентификации профессиональных союзов России, их организаций и объединений в целях страхования их денежных средств в банках Российской Федерации данным законопроектом используются формулировки, применяемые в статье 50 Гражданского кодекса РФ:
Извлечение из пункта 3 статьи 50 ГК РФ:
"3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
...
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
..." .
В ответе Министра юстиции РФ К.А. Чуйченко на запрос депутата Госдумы РФ А.Л. Ветлужских о создании отдельного реестра профсоюзов сообщается (письмо от 11.06.2020 г. N 11/66647-КЧ): "После государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ профсоюзные организации включаются в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
Сведения о некоммерческих организациях (в том числе профсоюзах) доступны на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае наступления страхового случая статус профсоюзной организации может быть подтвержден также путем получения государственной услуги о выдаче информации о зарегистрированной организации, которую оказывает Министерство юстиции Российской Федерации.
С учетом изложенного полагаем нецелесообразным формирование нового обязательного реестра профсоюзных организаций".
Из вышеприведенной цитаты можно сделать вывод, что Министерство юстиции РФ считает имеющиеся в реестре некоммерческих организаций сведения достаточными для идентификации некоммерческих организаций в качестве профессиональных союзов (профсоюзных организаций), объединений профессиональных союзов, причем именно в целях страхования их денежных средств в банках Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 24) "Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом... Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организаций".
Основным источником денежных средств профсоюзов являются членские профсоюзные взносы.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 377 Трудового кодекса РФ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюза (профсоюзной организации) членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
Иными словами, денежные средства на банковских счетах профсоюзов, профсоюзных организаций, объединений организаций профсоюзов формируются за счет отчислений из заработной платы работников, фактически представляют собой средства физических лиц и нуждаются в дополнительной защите в виде страхования в случае отзыва у банка лицензии.
Лишение граждан аккумулированных на счетах профсоюзной организации их денежных средств крайне отрицательно сказывается на психологическом и материальном положении работников, реализовавших свое конституционное право на объединение в профессиональные союзы.
Таким образом, включение профессиональных союзов, их организаций, объединений в число вкладчиков, чьи вклады в банках Российской Федерации подлежат страхованию, будет соответствовать исключительной специфике профессиональных союзов и обеспечит защиту профсоюзов от финансовых потерь в случае отзыва лицензий у банков.
По данным Агентства по страхованию вкладов, из 206 банков, в отношении которых наступили страховые случаи в 2015 - 2017 гг., в реестрах требований кредиторов только 56 банков зарегистрированы требования по остаткам на счетах 172 организаций, относящихся по наименованию к одной из форм профсоюзов. Совокупный объем таких требований составляет 98 млн. руб., а потенциальный размер страховых выплат с лимитом до 1,4 млн. руб. составил бы 61 млн. руб. Остатки на 93% счетов не превышают 1,4 млн. руб.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.