Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается распространение института "единого налогового платежа" на организации и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пояснительной запиской "плательщикам предоставляется единый способ исполнения своих обязанностей по уплате обязательных платежей с объединением их в единой точке одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы Российской Федерации".
В связи с изложенной концепцией полагаем, что процедура уплаты, зачисления и распределения денежных средств в счет единого налогового платежа, предлагаемая законопроектом, должна отвечать требованиям ясности и определенности, в том числе с учетом того, что данный платеж будет заменять все существующие виды налогов, а также того, что налогоплательщики могут состоять на налоговом учете по различным основаниям в разных налоговых органах.
Кроме того, проектируемые редакции статей 45 и 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) нуждаются в соотнесении, в том числе в части различного срока и порядка зачета единого налогового платежа для физических лиц (не позднее установленных сроков уплаты таких налогов, но не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления) и юридических лиц (не позднее десяти дней со дня установленного срока уплаты налога), что не в полной мере соответствует статье 3 НК РФ.
Согласно проектируемому пункту 3 статьи 45.1 НК РФ зачет суммы единого налогового платежа осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам), в случае ее отсутствия - в счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам), а в случае их отсутствия - в счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, процентам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Полагаем, что предлагаемый механизм списания единого налогового платежа учитывает не все положения и особенности законодательства о налогах и сборах и нуждается в доработке во избежание нарушения прав налогоплательщиков (например, на своевременный зачет и возврат).
Терминология, используемая в законопроекте, нуждается в приведении к единообразию ("пени" и "пени по налогам, сборам, страховым взносам"; "штрафы" и "штрафы за налоговые правонарушения").
Наименование представленного законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.