Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, М.В. Кузьминым, С.И. Крючеком и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон) изменения, определив условия и принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях.
Проектируемой статьей 3.2 Закона предусматривается возможность осуществления рекреационной деятельности, в том числе с возведением некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, на особо охраняемых природных территорий всех категорий. Следует учитывать, что для отдельных категорий указанных территорий рекреационная деятельность не отнесена к числу разрешенных видов деятельности. Так, режим особой охраны территорий государственных природных заповедников не предполагает осуществление указанного вида деятельности, при этом любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, запрещена (статья 7, пункты 1 и 2 статьи 9 Закона).
Отмечаем также, что отнесение рекреационной деятельности к "одному из приоритетных видов деятельности, допускаемой к осуществлению" на особо охраняемых природных территориях представляется необоснованным, поскольку при принятии решений о создании указанных территорий в первую очередь учитывается их значение для сохранения биологического разнообразия, а также наличие на них объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность (пункт 1 статьи 2 Закона, см. также преамбулу Закона).
Согласно пункту 2 проектируемой статьи 16.1 Закона на территории национальных парков допускается осуществление рекреационной деятельности в границах особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, а также зоны охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем "для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров на территории национальных парков" выделяется рекреационная зона, а особо охраняемая зона создается в национальном парке "для сохранения природной среды в естественном состоянии", в ее границах допускаются только "проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма" (подпункты "б" и "в" пункта 1 статьи 15 Закона). Таким образом, проектом особо охраняемая зона национального парка фактически приравнивается к рекреационной зоне. Обращаем внимание также, что зонирование территории национального парка и определение допустимых видов деятельности для каждой из зон осуществляется в том числе в целях сохранения объектов природного и культурного наследия, а не только для их использования в рекреационных целях (пункт 1 статьи 12 Закона).
Пунктами 1 и 3 проектируемой статьи 16.1 Закона на федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, возлагаются обязанности осуществлять организацию рекреационной деятельности "с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок" и рассчитывать указанные нагрузки. Такие изменения могут повлечь расширение сферы деятельности указанных учреждений, что может привести к дополнительным расходам федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий (см. статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
С учетом изложенного обращаем внимание на необходимость согласования положений проекта с требованиями статьи 83 БК РФ, регулирующей вопросы осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
В отношении пункта 3 проектируемой статьи 16.1 Закона также отмечаем, что понятие "предельно допустимые рекреационные нагрузки" в законодательстве Российской Федерации не определено и не используется.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.