Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 29 апреля 2021 г. к N 264, п. 1.6
на проект федерального закона N 1108913-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части возможности выпуска облигаций без срока погашения)
- внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, С.А. Гавриловым и сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - законопроект) рассмотрел проект федерального закона N 1108913-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, возникающей в случае принятия АО "Почта России" решения об эмиссии облигаций общества без определения срока их погашения (далее - бессрочные облигации).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, указанный способ заимствования средств с финансового рынка был определен подпунктом "а" пункта 2 Перечня поручений Президента РФ от 07.06.2020 года N Пр-937 Правительству РФ в качестве меры по обеспечению финансирования выполнения АО "Почта России" своей инвестиционной программы, предусматривающей модернизацию магистральной логистики и пополнение парка железнодорожных вагонов и авиационной техники.
Препятствием для выпуска АО "Почта России" бессрочных облигаций являются ограничения, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27.5-7 федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", согласно которым эмитентом облигаций без срока погашения может являться организация, которая осуществляет свою деятельность не менее 5 лет в организационно-правовой форме хозяйственного общества, и в отношении которой в течение 5 последних завершенных отчетных лет отсутствуют случаи существенного нарушения условий исполнения обязательств по облигациям. Введение данных ограничений было обусловлено наличием повышенного риска неисполнения эмитентом своих обязательств по облигациям без срока погашения.
Поскольку, согласно федеральному закону о реорганизации "Почты России", национальный почтовый оператор с 1 октября 2019 года официально изменил свою организационно-правовую форму с ФГУП на непубличное акционерное общество со стопроцентным участием государства, по формальным признакам срок его работы является недостаточным для эмиссии бессрочных облигаций.
Законопроект предлагает, принимая в расчет безупречную кредитную историю и длительность работы ФГУП "Почты России" на российском финансовом рынке, не применять в отношении его полного правопреемника - АО "Почта России" установленный законом критерий допустимости проведения эмиссии бессрочных облигаций.
Комитет, являясь ответственным за законодательное обеспечение реорганизации ФГУП "Почта России", одобряет концепцию законопроекта. Принимая во внимание социальную составляющую деятельности национального почтового оператора, необходимость модернизации почтовой инфраструктуры страны и ограниченность свободных средств федерального бюджета для докапитализации компании, Комитет считает представленную инициативу актуальной, заслуживающей всемерной поддержки.
Следует отметить, что концепция законопроекта в полной мере соотносится с положением Гражданского кодекса РФ, предусматривающим неизменность прав и обязанностей юридического лица при преобразовании его организационно-правовой формы.
Комитет отмечает, что на сегодняшний день АО "Почта России" занимает 97 процентов рынка доставки письменной корреспонденции, 96 процентов рынка доставки посылок, 69 процентов рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 процентов рынка доставки пенсий, 45 процентов рынка денежных переводов по России.
Судя по финансовой отчетности об итогах работы в 2020 году, несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, постпандемийное сжатие спроса и существенное ограничение трансграничной логистики компании, АО "Почта России" удалось закончить год с чистой прибылью в размере 2,3 млрд. рублей и ростом выручки до 211 млрд. рублей. Показатель EBITDA составил 7 млрд. рублей. Для сравнения по итогам 2019 года прибыль АО "Почта России" по РСБУ составляла 3 млрд. рублей, а выручка - 206,8 млрд. рублей.
При этом необходимо отметить финансовую устойчивость АО "Почта России" и отсутствие фактов существенных нарушений условий исполнения обязательств по облигациям и иным ценным бумагам эмитированных компаний в предыдущих финансовых периодах, таких как просрочек исполнения обязательств по выплате очередного процентного дохода по облигациям, выплате части номинальной стоимости облигаций, по приобретению облигаций, а также утраты обеспечения по облигациям или существенного ухудшения условий такого обеспечения. В настоящее время в обращении на рынке находится 14 выпусков облигаций "Почты России" на сумму 68,8 млрд. рублей. В прошлом году компания провела два размещения облигаций на общую сумму 15 млрд. рублей. Одна из эмиссий облигаций составила 10 млрд. рублей со ставкой купона 5,9 процентов.
Финансовая стабильность АО "Почта России" оценивалась ведущими рейтинговыми агентствами: Fitch Ratings Ltd. И АКРА (АО), давшими высокую оценку финансовой устойчивости и управленческой политики компании, а также стабильный прогноз исполнения АО "Почта России" своих обязательств в долгосрочной перспективе.
Таким образом, в связи с минимальными рисками неисполнения АО "Почта России" своих обязательств по бессрочным облигациям предложение о нераспространении требований подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27.5-7 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" на АО "Почта России" представляется комитету обоснованным.
Принимая во внимание наличие в банковской системе России значительного профицита ликвидности, избыток свободных денежных средств и ограниченное количество привлекательных инфраструктурных проектов, крайне высока вероятность использования этих ресурсов для целей приобретения долговых обязательств крупных государственных компаний. Можно предположить, что бессрочные облигации АО "Почта России" станут привлекательным рыночным инструментом для кредитных организаций, пенсионных фондов и управляющих компаний.
К сожалению, в сопроводительных материалах к законопроекту авторами не представлены убедительные доводы, обосновывающие целесообразность выбора такого нового и достаточно редко используемого в России финансового инструмента заимствования капитала коим являются бессрочные облигации, не раскрыты положительные и отрицательные стороны их эмиссии и приобретения, а также ожидаемые результаты и возможные последствия для компании - эмитента.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 1108913-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.