Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., предложений Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации по оптимизации порядка формирования и рассмотрения бюджетной отчетности, а также срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Законопроект содержит 4 группы новаций.
1. Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
В соответствии с подпунктами "д" и "е" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 г. (далее - перечень поручений) для обеспечения предоставления до конца 2023 года бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов законопроектом предлагается внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) следующих изменений.
Предусматривается нераспространение установленного в настоящее время предельного пятилетнего срока предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитов, полученных субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Указанная статья дополняется положениями, устанавливающими полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Правительству Российской Федерации предоставляется право утверждения порядка проведения отбора инфраструктурных проектов, финансируемых за счет соответствующих бюджетных кредитов, а также порядка осуществления Федеральным казначейством государственного финансового контроля за ходом реализации таких проектов.
Кроме того, вводится положение об осуществлении Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством государственного финансового контроля за соблюдением условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты.
Одновременно вносятся корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс, позволяющие субъектам Российской Федерации своевременно использовать предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:
- исключаются из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, что обеспечивает целевой характер указанных кредитов;
- устанавливается возможность превышения при планировании и исполнении бюджета субъекта Российской Федерации ограничений по параметрам дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на осуществление расходов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- дополняется перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете для создания возможности оперативной корректировки объемов бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации при получении инфраструктурных кредитов (с возможностью превышения общего объема расходов, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете).
Кроме того, уточняются подходы к расчету показателей отнесения субъекта Российской Федерации к группам заемщиков при оценке долговой устойчивости субъекта Российской Федерации.
Предлагается при расчете показателя "Объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) к общему объему доходов соответствующего бюджета без учета безвозмездных поступлений (безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц)" не учитывать в объеме государственного долга субъектов Российской Федерации бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
При расчете показателя "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации" предлагается не учитывать сумму платежей субъекта Российской Федерации по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу данных положений со дня официального опубликования федерального закона.
2. Реструктуризация ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов.
В целях предоставления на период до 2029 года бюджетных кредитов на погашение задолженности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также по кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям кредитными организациями, в объеме, обеспечивающем снижение указанной задолженности до 25 процентов налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации в 2020 году, и проведения реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации в декабре 2020 года, статьями 2 и 3 законопроекта вводятся особенности исполнения федерального бюджета в 2021 году.
Правительству Российской Федерации предоставляется право в установленном им порядке провести в 2021 году реструктуризацию задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установить меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств по соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов.
При этом основные условия такой реструктуризации предлагается установить законопроектом.
Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для погашения обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроком погашения не позднее 2029 года включительно, с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке 0,1 процента годовых.
Вводится основание для внесения в сводную бюджетную роспись изменений, связанных с предоставлением Министерством финансов Российской Федерации бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 г. Соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись предлагается вносить без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" с представлением их на согласование в парламентскую комиссию по перераспределению бюджетных ассигнований.
Частью 8 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено право Правительства Российской Федерации на списание задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов в установленном им порядке.
Законопроектом предлагается пролонгировать данное положение, установив при этом полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов с целью введения вариативности ведения данного учета (раздельного налогового учета для существующих юридических лиц либо создания для этих целей отдельного юридического лица).
При этом пролонгируется также основное условие списания такой задолженности, заключающееся в направлении средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу данных положений со дня официального опубликования федерального закона.
3. Изменение срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Законопроектом предлагается перенести предельный срок внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете с 1 октября на 15 сентября текущего года.
С учетом более раннего рассмотрения и утверждения федерального бюджета это создаст объективную определенность для субъектов Российской Федерации в части объемов межбюджетных трансфертов в целях планирования их бюджетов.
Соответственно, соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов смогут быть заключены с надлежащей проработкой также в более ранний срок, что в свою очередь даст возможность для заключения контрактов до 1 января и позволит начать финансирование мероприятий с начала года.
Кроме того, принятие федерального бюджета в более ранние сроки позволит до начала финансового года выпустить все необходимые для его исполнения правовые акты, в более ранние сроки довести до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств и начать заключение государственных контрактов, других договоров с юридическими лицами.
В целях ускорения осуществления капитальных вложений предлагается исключить избыточное требование о представлении в Государственную Думу в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете (закона о внесении в него изменений) информации по решениям о предоставлении земельных участков под строительство.
Также предлагается увеличить срок рассмотрения Госдумой изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с 25 до 30 дней, что позволит более качественно рассматривать предлагаемые изменения.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу данных положений с 1 января 2022 г.
4. Изменение сроков составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Законопроектом предусмотрено сокращение сроков составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Предлагается сократить срок представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - главные администраторы средств федерального бюджета) годовой бюджетной отчетности в Счетную палату Российской Федерации на 15 дней - с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года.
Это позволит, с учетом сокращения сроков проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетной палатой Российской Федерации с 1 июня до 1 мая текущего финансового года, обеспечить представление Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год одновременно с уточненной по результатам внешней проверки годовой отчетностью об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации в срок до 25 мая текущего финансового года.
В соответствии с положениями законопроекта Правительство Российской Федерации рассматривает и представляет в Государственную Думу проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы и материалы к проекту указанного федерального закона в срок до 15 июня текущего финансового года.
Кроме того, законопроектом предлагается сократить срок подготовки и представления Счетной палатой Российской Федерации в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета до 15 дней с даты представления годового отчета об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить положение о рассмотрении законопроекта об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течении 45 дней с даты его внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.
Это позволит учитывать показатели бюджетной отчетности при составлении и рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В целях сокращения сроков составления, представления и утверждения бюджетной отчетности законопроектом предусмотрены положения о представлении бюджетной отчетности в электронной форме.
Предоставление главными администраторами средств федерального бюджета, их подведомственными учреждениями, Федеральным казначейством, Министерством финансов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и финансовыми органами субъектов Российской Федерации бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированной отчетности субъектов Российской Федерации (квартальной, полугодовой, девятимесячной, годовой), не содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне либо носящей конфиденциальный характер, посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и размещение указанных документов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" позволит сократить сроки при составлении и представлении отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированной отчетности субъектов Российской Федерации, а также минимизировать возможные при бумажном документообороте ошибки.
Направление отчетов главных администраторов средств федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" обеспечит идентичность бюджетной отчетности, представленной в Федеральное казначейство и в Счетную Палату Российской Федерации, а также позволит сократить сроки представления отчетов в Счетную палату Российской Федерации и одновременно отказаться от их представления на бумажном носителе.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу данных положений с 1 января 2022 г.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N ПР-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. законопроектом предусматривается предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, а также бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций.
Объем бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов составит до 500 млрд. рублей с предоставлением до 2023 года.
Объем бюджетных кредитов в рамках проведения реструктуризации ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов до 2029 года составит 218 млрд. рублей.
Объем бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в 2021 году составит до 337 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 281 (далее - Положение), в части изменения сроков и порядка представления Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета;
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов";
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований";
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления которых в федеральный бюджет осуществляется списание задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.