Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1171688-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В рамках усовершенствования законодательства был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты" (далее - "Законопроект").
Предметом правового регулирования Законопроекта являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора простого товарищества - инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики.
Основными целями данного Законопроекта является совершенствование правового регулирования и введение дополнительных способов организации коллективных инвестиций с участием государства посредством создания инвестиционных товариществ, в том числе необходимые для создания Фонда фондов перспективных промышленных и инфраструктурных технологий (далее - "Фонд фондов") с участием государства и частного бизнеса, предусматривающего возможность внесения вкладов инвестиционным товариществом в другое инвестиционное товарищество (суб-фонды) и возможность попроектного инвестирования и разного состава инвесторов, участвующих в инвестиции.
Принятие Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - "Закон об ИТ") позволило создать правовые условия для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам инвестиций, формы коллективного инвестирования - инвестиционного товарищества. Однако за все время на территории Российской Федерации по состоянию на конец 2020 года было создано около 80 инвестиционных товариществ, что говорит об их непопулярности как правовой формы для аккумулирования коллективных средств с целью последующего инвестирования.
Представители профессионального сообщества, товарищи-вкладчики инвестиционных товариществ, а также лица, осуществляющие функции по управлению инвестиционных товариществ, указывают на различные сложности, возникающие в связи с правоприменением Закона об ИТ, в частности:
- избыточны ограничения в отношении количества участников инвестиционных товариществ;
- избыточны ограничения товарищей в выборе объектов инвестирования, что сужает инвестиционные возможности Фонда фондов;
- установленный Законом об ИТ предельный срок действия договоров инвестиционного товарищества ограничивает применение инвестиционных товариществ в проектах с длительным инвестиционным периодом, либо когда товарищи заинтересованы в продлении срока действия успешного фонда.
Кроме того, действующая редакция Закона об ИТ предполагает, что в рамках одного инвестиционного товарищества объединение вкладов товарищей возможно только в рамках одного общего имущества, находящегося в долевой собственности всех товарищей-участников договора инвестиционного товарищества. Такое ограничение не позволяет создавать гибкие инвестиционные товарищества с отдельными (обособленными) портфелями инвестиций, когда состав товарищей и суммы вкладов товарищей в обособленные портфели, доходность обособленных портфелей, распределение рисков обособленных портфелей, а также их инвестиционная стратегия могут отличаться в рамках одного инвестиционного товарищества. Кроме того, такое ограничение не позволяет структурировать попроектное инвестирование и предоставление другим товарищам права на отказ от участия в каком-либо проекте.
Реализация на практике норм Закона об ИТ с момента его принятия до сих пор демонстрирует сохранение ряда сложностей в достижении некоторых целей, заявленных при принятии Закона об ИТ.
Форма инвестиционного товарищества на данный момент не получила повсеместного распространения в качестве широко распространенной формы привлечения инвестиционных средств в реализацию бизнес-проектов, в том числе в инновационной сфере с использованием форм (институтов) коллективных инвестиций, включая софинансирование со стороны государства и государственных институтов развития.
По сравнению с аналогами инвестиционных товариществ в иностранных государствах количество заключенных договоров инвестиционного товарищества в Российской Федерации на данный момент остается незначительным.
При разработке Закона об ИТ предполагалось обеспечить его соответствие мировым стандартам прав коллективных инвесторов, лучшим международным практикам правового регулирования, а также общепризнанным принципам и нормам осуществления коллективной инвестиционной деятельности. Тем не менее, правовое регулирование деятельности инвестиционных товариществ не в полной мере учитывает специфику существующих условий российской экономической и правовой действительности, несмотря на принятые в 2014 году Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" поправки в Закон об ИТ.
Таким образом, действующее правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности в форме инвестиционных товариществ, имеет существенные ограничения не только для реализации проекта "Фонда фондов" с участием государства и частного бизнеса, но и в целом для активного использования инвестиционных товариществ в качестве инструмента коллективных инвестиций. Повышая эффективность и качество правового регулирования соответствующих общественных отношений, создается необходимый фундамент для достижения поставленных целей.
Учитывая изложенное, был подготовлен Законопроект, которым предлагается внести в действующее законодательство следующие основные изменения:
- предусмотреть возможность создания инвестиционных товариществ с обособленным имуществом при условии, что при заключении договора инвестиционного товарищества с обособленным имуществом управляющим товарищем такого инвестиционного товарищества является Акционерное общество "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций" или его дочернее или зависимое общество, либо иное лицо, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации (то есть договоры инвестиционного товарищества с обособленным имуществом будут создаваться сознательно и иметь такой статус в силу особенностей взаимоотношения товарищей в таких инвестиционных товариществах). Это позволит создавать несколько общих имуществ (обособленных имуществ) внутри одного инвестиционного товарищества, а также осуществлять попроектное инвестирование и реализовать право товарищей на отказ от какой-либо инвестиции. При этом состав товарищей-вкладчиков, размер их вкладов и доли, а также инвестиционная стратегия обособленных имуществ могут различаться в рамках одного инвестиционного товарищества. В то же время Законопроект предусматривает сохранение общего имущества всех участников договора инвестиционного товарищества с обособленным имуществом (совместного имущества), в который вносятся вклады всеми участниками договора инвестиционного товарищества с обособленным имуществом. "Фонд фондов" с участием государства и частного бизнеса в рамках "Фонда фондов" и суб-фондов планирует создание вариативных инвестиционных стратегий в разные сферы с возможным неоднородным составом товарищей-вкладчиков, для чего необходимо разделение общего имущества товарищей-вкладчиков на обособленные имущества;
- внести по тексту Закона об ИТ уточненные формулировки в связи с возможностью создания инвестиционных товариществ с обособленным имуществом, в которых возможно образование нескольких обособленных имуществ (например, "товарищи-вкладчики" вместо "товарищей", "общие обязательства товарищей-вкладчиков в общее имущество" вместо "общие обязательства товарищей"). Такие уточнения учитывают ситуации, когда какой-либо товарищ является стороной договора инвестиционного товарищества, но не вкладывал в то или иное обособленное имущество и, соответственно, не имеет прав и обязательств в отношении такого обособленного имущества;
- снять ограничение по количеству участников договора инвестиционного товарищества, что актуально для инвестиционного товарищества с обособленным имуществом, где участников может быть существенно больше 50 из-за разделения общих имуществ и различной инвестиционной стратегии для инвестирования в разные сферы. Кроме того, для "Фонда фондов" не будет возникать ограничений в случае, если все больше представителей бизнеса будут готовы участвовать в "Фонде фондов" в качестве инвесторов;
- предусмотреть для "Фонда фондов" возможность инвестирования в любые иностранные ценные бумаги, а не только те, которые могут быть допущены к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации. Данное изменение является важным для осуществления инвестирования "Фондом фондов" в российские активы с холдинговой структурой владения в иностранных юрисдикциях;
- предусмотреть возможность установления в договоре инвестиционного товарищества порядка внесения вкладов товарищами. Данные положения необходимы для реализации попроектного инвестирования в рамках "Фонда фондов" и запроса необходимых инвестиций под конкретные проекты;
- предусмотреть диспозитивность в части права управляющего товарища на получение вознаграждения для исключения двойного начисления вознаграждения управляющему товарищу в рамках "Фонда фондов" и суб-фондов;
- предусмотреть возможность выбора нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества (изменений/дополнений/приложений к нему) у нотариуса по месту нахождения уполномоченного управляющего товарища, управляющего товарища или по месту нахождения любого другого товарища-вкладчика. Это изменение упрощает операционное управление "Фонда фондов" и субфондов;
- отменить предельный срок действия договора инвестиционного товарищества и предоставить возможность заключения такого договора на более длительный срок, устанавливаемый договором инвестиционного товарищества. Это позволит без каких-либо ограничений продлевать срок действия "Фонда фондов", если государство и частный бизнес захотят продолжить использование этой модели инвестиций в будущем;
- предусмотреть возможность оспаривания товарищем-вкладчиком сделок управляющего товарища, заключенных в нарушение условий договора инвестиционного товарищества (например, в отношении которых не было получено одобрение инвестиционного комитета), в случае если контрагент знал или должен был знать о наличии таких ограничений. Данный подход аналогичен подходу по оспариванию сделок в корпоративном законодательстве, что делает его понятнее для инвесторов и контрагентов "Фонда фондов";
- предусмотреть презумпцию, что два и более управляющих товарища ИТ действуют совместно, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества.
В контексте возможности создания "Фонда фондов" с участием государства и частного бизнеса действующее законодательство также содержит ряд ограничений и правовую неопределенность по некоторым вопросам, связанным с организацией инвестирования государством через Российский Фонд Прямых Инвестиций, в частности:
- дочерние управляющие компании АО "УК РФПИ" не имеют возможности, как АО "УК РФПИ", осуществлять иную инвестиционную деятельность, помимо предусмотренной законодательством об инвестиционных фондах, что не позволяет им участвовать в инвестиционных товариществах в качестве управляющих товарищей;
- не определен статус Российской Федерации в лице федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и их ДЗО как квалифицированных инвесторов для целей приобретения паев инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 154-ФЗ "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" или ее дочерними управляющими компаниями.
В этой связи в Законопроекте предусмотрен ряд изменений, которые снимают указанные выше ограничения для создания "Фонда фондов", а также вносят юридическую определенность по ряду вопросов. В том числе, предлагается:
- определить статус Российской Федерации в лице федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и их ДЗО как квалифицированных инвесторов в отношении паев ПИФ под управлением АО "УК РФПИ" или его дочерних управляющих компаний;
- распространить действующие регуляторные особенности, предусмотренные в отношении АО "УК РФПИ" и ЗПИФ РФПИ, на дочерние управляющие компании АО "УК РФПИ" и ПИФ под их управлением;
- добавить положение о том, что все регуляторные особенности применяются к новым ПИФ АО "УК РФПИ", в том числе, когда получено последующее одобрение Наблюдательного совета;
- добавить положение о том, что РСБУ отчетность АО "УК РФПИ" и ее дочерних управляющих компаний не подлежит публичному раскрытию в связи с тем, что в отношении АО "УК РФПИ" введены меры ограничительного характера со стороны иностранного государства.
Реализация положений Законопроекта учитывает потребности проекта "Фонда фондов" с участием государства и частного бизнеса, вводит более современные и гибкие правовые механизмы, соответствующие мировой практике, а также позволяет государству активно участвовать вместе с бизнесом в современных формах коллективных инвестиций. При этом предлагаемые в Законопроекте изменения позитивно скажутся, в целом, на развитии института инвестиционного товарищества в России и использования этой формы коллективных инвестиций.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.