Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1172284-7 "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект, проект) нацелен на закрепление в законодательстве возможности создания такой организационно-правовой формы юридического лица, как личный фонд.
Вслед за Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", который ввел в отечественный правопорядок понятие наследственного фонда, создаваемого после смерти его учредителя для целей принятия наследства и управления унаследованным имуществом в соответствии с волей учредителя фонда, данный законопроект дополнительно предусматривает право граждан создавать личные фонды для целей управления имуществом еще при своей жизни.
Таким образом, в отличие от наследственного ("посмертного") фонда личный фонд - "прижизненный".
Законопроект разработан с учетом сложившегося в континентальных правопорядках опыта регулирования организационных форм, охватываемых общим термином "Stiftung".
В соответствии с законопроектом личным фондом будет признаваться учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом. При этом фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получают наименование "общественно полезные фонды" (соответствующие этому уточнения вносятся в статьи 50, 50.1, 65, 65.1, 123.2, 123.4, 123.8, 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Таким образом, в отечественном законодательстве общественно полезные фонды и личные фонды будут существовать в качестве различных организационно-правовых форм некоммерческих унитарных организаций.
Проект предполагает, что наследственный (или "посмертный") фонд - это разновидность личного фонда. Специфика наследственного фонда, создаваемого после смерти его учредителя, определяется положениями проектируемой статьи 123.20-7 ГК РФ.
Специальная правоспособность личного фонда определяется целями его создания. Личный фонд необходим исключительно для обособления определенного имущества и эффективного управления им в соответствии с теми задачами, которые определяет учредитель фонда, наделивший фонд своим имуществом. В этой связи законопроект предполагает, что личный фонд вправе заниматься деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом фонда, и необходимой для достижения этих целей.
Фигура учредителя личного фонда является центральной в системе правоотношений по поводу создания и деятельности данного вида юридического лица. Все решения, связанные с управлением фондом, принимает учредитель, утверждающий и при необходимости изменяющий устав фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы данного юридического лица. Учредитель личного фонда может также по своему усмотрению определять структуру и персональный состав органов фонда.
Законопроект запрещает "соучредительство" и замену учредителя личного фонда, что исключает возможность использования предлагаемой конструкции вместо организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц.
В соответствии с положениями проекта при создании личного фонда его учредителю необходимо передать этому фонду имущество стоимостью не менее чем сто миллионов рублей, при этом независимый оценщик должен произвести оценку этого имущества. Правило о стоимости имущества не распространяется на наследственные ("посмертные") фонды.
Поскольку физическое лицо, учреждающее личный фонд, передает этому фонду часть своего имущества, постольку интересам кредиторов данного лица отвечала бы система мер, предупреждающих недобросовестное со стороны их должника выведение активов из-под возможного обращения взыскания.
Во-первых, такие меры могут быть применены на основе действующих положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), ведь решение физического лица об учреждении личного фонда отвечает всем признакам гражданско-правовой сделки (статья 153 ГК РФ), а значит, может быть оспорено кредиторами по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Во-вторых, законопроект предусматривает субсидиарную ответственность личного фонда по обязательствам своего учредителя в течение трех лет со дня создания фонда. В исключительных случаях, когда кредиторы учредителя по уважительным причинам не имели возможности обратиться с требованиями к личному фонду в течение указанного срока, этот срок может быть продлен судом, но не более чем до пяти лет со дня создания личного фонда.
С учетом открытости данных единого государственного реестра юридических лиц, из которого в любой момент можно получить сведения о государственной регистрации личного фонда, кредиторы гражданина-учредителя будут иметь достаточно инструментов для защиты своих интересов.
Несколько выделяется на этом фоне правовое положение такого личного фонда, который создается после смерти учредителя на основании его завещания нотариусом. Такой фонд является наследником (наследственный фонд), а потому не может нести субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя. В силу статьи 1175 Гражданского кодекса РФ такой фонд наряду с иными наследниками участвует в универсальном правопреемстве и отвечает по обязательствам умершего гражданина в качестве его наследника. Правила создания таких наследственных фондов и управления ими, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", в данном законопроекте предлагается в целом сохранить. В часть III Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается внести техническое уточнение (уточняется отсылочная норма пункта 3 статьи 1153).
В то же время законопроект не исключает, что личный фонд, созданный при жизни его учредителя, будет продолжать свою деятельность после смерти учредителя. Важно уточнить, что после смерти учредителя личного фонда утвержденные учредителем при его жизни устав личного фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы личного фонда не могут быть изменены. Из этого правила предложено одно исключение - такие документы можно будет изменить на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать.
Личные фонды, в том числе те, которые были созданы при жизни учредителя и продолжили свою деятельность после его смерти, могут осуществлять управление своим имуществом как с передачей дохода или иного имущества выгодоприобретателям, так и без таковой передачи (в целях сохранения имущества и увеличения либо сохранения его стоимости). Однако наследственный фонд, создаваемый после смерти учредителя, может управлять имуществом только для передачи выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда.
В силу положений проекта права выгодоприобретателя личного фонда не могут переходить к другим лицам, в том числе в случае универсального правопреемства, за исключением случаев, предусмотренных уставом личного фонда.
Учредитель личного фонда не может быть выгодоприобретателем личного фонда, если иное не предусмотрено уставом этого фонда.
Законопроект обеспечивает абсолютную прозрачность гражданско-правовых и налогово-правовых отношений с участием личных фондов, поскольку такая модель управления имуществом, принадлежавшим физическому лицу, сопровождается, как отмечалось выше, государственной регистрацией юридического лица в едином государственном реестре, переходом права собственности на имущество от гражданина-учредителя к созданному юридическому лицу и распространением на созданное лицо правил о налогообложении и отчетности.
В случае использования такой модели для репатриации активов российских граждан в российскую юрисдикцию будут иметь место очевидные положительные последствия для фискальной системы. В отличие от ряда существующих в англо-американских правопорядках моделей управления активами личный фонд "виден" кредиторам учредителя и органам государственной власти, при этом последним также известны имена выгодоприобретателей личного фонда и все совершенные в их пользу выплаты и выдачи имущества.
Принятие законопроекта позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку проектом предлагается к использованию эффективный инструмент управления активами.
Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" внесения изменений в акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.