Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1172899-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", а также пункта 3 раздела 7.2 "Комплексная система поддержки экспортеров на принципах "одного окна" Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г. и пункта 18 раздела плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 2662-р.
Законопроект подготовлен в целях установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, усовершенствования механизма исполнения обязанности экспортера по возврату валютной выручки, а также минимизации и упрощения требования валютного контроля в отношении экспортеров, что будет способствовать увеличению объемов экспорта товаров.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) и выявлена недостаточность регулирования процедур осуществления валютного контроля за осуществлением валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, а также правового регулирования порядка осуществления валютных операций резидентов.
Согласно статье 14 Закона резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте; расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.
В соответствии с валютным законодательством Российской Федерации резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (далее - клиенты Федерального казначейства), вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте и осуществлять через них валютные операции со средствами федерального бюджета, средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (средствами, предоставленными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий), средствами федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений (далее - бюджетные средства) без санкционирования Федерального казначейства. В связи с этим не обеспечивается надлежащий контроль и прозрачность за расходованием бюджетных средств. Кроме того, открытие и обслуживание указанных счетов осуществляется банками с взиманием платы с клиентов Федерального казначейства.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на закрепление за клиентами Федерального казначейства обязанности осуществлять валютные операции с бюджетными средствами через счета, открытые Федеральному казначейству в уполномоченных банках (дополнение статьи 14 Закона новой частью 9), что, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность бюджетных расходов, централизацию операций, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также экономию бюджетных средств (открытие и обслуживание валютных счетов Федерального казначейства осуществляется без взимания платы). Также для клиентов Федерального казначейства устанавливается обязанность представлять Федеральному казначейству информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на соответствующие счета, открытые Федеральному казначейству в уполномоченных банках, иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи клиентам Федерального казначейства товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных клиентами Федерального казначейства авансовых платежей в пользу нерезидентов и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями договоров (контрактов) (дополнение статьи 19 Закона новой частью 1.3).
Кроме того, законопроектом устанавливаются разрешенные случаи незачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета клиентов Федерального казначейства (дополнение абзаца первого части 2 статьи 19 Закона), а также обязанность вернуть денежные средства на счета Федерального казначейства при неиспользовании ранее зачисленных денежных средств на счета резидентов или третьих лиц, открытые за пределами территории Российской Федерации, на разрешенные частью 2 статьи 19 Закона цели (дополнение части 3 статьи 19 Закона), а также устанавливается возможность признания для клиентов Федерального казначейства исполнения обязанности по репатриации экспортной выручки в случаях, установленных в частях 4 и 5 статьи 19 Закона.
Для обеспечения выполнения возлагаемых на Федеральное казначейство новых полномочий законопроектом предусмотрено наделение Федерального казначейства в рамках казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации полномочием по изданию актов агента валютного контроля по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Такие акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов валютного регулирования (дополнение части 1 статьи Закона). Указанные акты Федерального казначейства будут устанавливать технические процедуры осуществления Федеральным казначейством валютного контроля в отношении валютных операций участников бюджетного процесса.
При этом в законопроекте сделано исключение в отношении полномочий Федерального казначейства устанавливать формы учета и отчетности, формы ведомости валютного контроля по валютным операциям для Банка России как участника бюджетного процесса на федеральном уровне.
Статья 19 Закона дополняется новыми основаниями, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрены передача нерезидентам товаров, выполнение для них работ, передача им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или при замене обязательства нерезидента перед резидентом новым обязательством в целях исполнения резидентом обязанности по получению от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), включенных в перечень разрешенных случаев проведения таких зачетов или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, по которым в Законе уже предусмотрена такая возможность. Предоставление Правительству Российской Федерации по согласованию с Банком России права принимать решения об установлении предлагаемых законопроектом норм в условиях быстро меняющихся условий делового климата на мировой арене повысит оперативность реагирования государства на такие изменения.
Статья 20 Закона дополняется полномочием Федерального казначейства по согласованию с Банком России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля при проведении валютных операций между резидентами - участниками бюджетного процесса и нерезидентами устанавливать правила оформления паспорта сделки, а также полномочием Федерального казначейства передавать указанную информацию в электронном виде органам валютного контроля в объеме и порядке, установленных им по согласованию с органами валютного контроля.
Содержащееся в законопроекте требование к резидентам, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, предоставлять при осуществлении валютных операций документы в Федеральное казначейство в соответствии с актами валютного контроля, издаваемыми Федеральным казначейством, не противоречит проводимой в Российской Федерации политике либерализации валютного законодательства Российской Федерации, поскольку касается вопросов осуществления контроля исключительно за использованием бюджетных средств. При этом нормативные правовые акты Федерального казначейства как агента валютного контроля будут разрабатываться на основе действующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере валютного регулирования и валютного контроля без установления дополнительных ограничений для резидентов. Кроме того, Федеральным казначейством прорабатывается возможность снижения нагрузки на резидентов при осуществлении валютных операций с бюджетными средствами путем обеспечения автоматизации процесса формирования документов, предусмотренных валютным законодательством, на основе данных, предоставленных резидентами в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации и имеющихся в информационных системах Федерального казначейства.
Статья 22 Закона дополняется включением Федерального казначейства в перечень агентов валютного контроля (изменения в части 3 статьи 22 Закона), а также полномочием Правительства Российской Федерации по обеспечению координации в сфере валютного контроля Федерального казначейства с уполномоченными Правительством Российской Федерации органами валютного контроля и их взаимодействию с Банком России (изменения в части 6 статьи 22 Закона).
Статья 23 Закона дополняется полномочием Правительства Российской
Федерации устанавливать порядок представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций клиентами Федерального казначейства как агенту валютного контроля (изменение в пункте 1 части 3 статьи 23 Закона), полномочием Федерального казначейства по отказу клиентам Федерального казначейства в осуществлении валютных операций в установленных случаях (изменение в абзаце четвертом части 5 статьи 23 Закона). Также статья 23 Закона дополняется полномочиями таможенных органов по передаче Федеральному казначейству в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также информацию из статистических форм учета перемещения товаров (новая редакция части 6.1), полномочием Федерального казначейства по передаче в электронном виде информации о валютных операциях клиентов Федерального казначейства Банку России и ФНС России в объеме и порядке, установленных соглашениями, заключаемым Федеральным казначейством л с Банком России и ФНС России (дополнение новой частью 6.2), обязанностью Федерального казначейства при наличии информации о нарушении клиентом Федерального казначейства актов валютного законодательства Российской Федерации, в том числе о нарушении требований статьи 19 Закона, и актов органов валютного регулирования передавать эту информацию органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к нарушителю, соответствующую ведомость валютного контроля в порядке, установленном соглашением, заключаемым Федеральным казначейством с таким органом валютного контроля (дополнение новой частью 9.2).
Часть 15 статьи 23 Закона дополняется обязанностями ФТС России передавать Федеральному казначейству информацию об оформленных декларациях на товары по запросу в установленном порядке, а часть 16 статьи 23 Закона дополняется обязанностями ФНС России передавать Федеральному казначейству по его запросу необходимую информацию в установленном порядке.
Законопроектом предусматривается установление Правительством Российской Федерации для резидентов - участников бюджетного процесса (за исключением Банка России) и нерезидентов порядка представления в Федеральное казначейство подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Законопроектом предусматривается срок вступления в силу Федерального закона с 1 января 2022 г. (за исключением положений о рассмотрении случаев нерепатриации средств, вступающих в силу через 90 дней со дня его официального опубликования), что необходимо для обеспечения начала функционирования создаваемой законопроектом системы валютного контроля для клиентов Федерального казначейства с 1-го числа очередного финансового года и с целью обеспечения возможности разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, и ознакомления с ним участников внешнеэкономической деятельности - клиентов Федерального казначейства, а также необходимости принятия необходимых актов.
С целью обеспечения единой правоприменительной практики в отношении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на совершение всех видов валютных операций без ограничений, законопроектом устанавливается, что положения законопроекта не применяются в отношении таких федеральных органов исполнительной власти (часть 3 статьи 2 законопроекта).
Принятие и реализация Федерального закона позволят обеспечить казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и учет операций со средствами участников и неучастников бюджетного процесса на федеральном уровне при проведении валютных операций органами Федерального казначейства с учетом положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В законопроекте отсутствуют положения, которыми устанавливаются новые, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных затрат средств из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие и реализация Федерального закона не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий и окажут положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" потребует:
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе". Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителем - Федеральное казначейство;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля". Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителями - Федеральное казначейство, ФТС России, ФНС России;
принятия постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи таможенными органами информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителем - ФТС России, Федеральное казначейство;
принятия приказа Федерального казначейства, регламентирующего представление резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса федерального уровня, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, такому федеральному органу исполнительной власти информации при осуществлении валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, о единых формах учета и отчетности по указанным валютным операциям, порядке и сроках их представления. Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Федеральное казначейство по согласованию с Минфином России и Центральным банком Российской Федерации;
принятия постановления Правительства Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации "Об утверждении перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрены передача нерезидентам товаров, выполнение для них работ, передача им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или при замене обязательства нерезидента перед резидентом новым обязательством в целях исполнения резидентом обязанности по получению от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)". Ответственный исполнитель - Минфин России. Соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Росфинмониторинг, ФНС России, ФТС России, Банк России.
Срок подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзацах 2 - 5 настоящего перечня, - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Срок принятия постановления Правительства Российской Федерации, указанного в абзаце 6 настоящего перечня, - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.