Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учетом положений принятого Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 501-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий дифференциацию нарушений и размеров штрафов в зависимости от степени общественной опасности правонарушения, а также с учетом Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 500-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", устанавливающего ответственность за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней.
Законопроект заменяет понятие "бытовых изделий" на "других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней", что соответствует понятиям, используемым в Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Законопроект ужесточает ответственность по статьям 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов и (или) драгоценных камней" и 192 "Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней" Уголовного кодекса Российской Федерации. Размеры штрафов устанавливаются кратными стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом преступления.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2017 г. N 33 "О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности" судам рекомендовано обсуждать возможность применения лицам, признанным виновными в совершении преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, положений норм уголовного закона о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, условного наказания.
Принимая во внимание сверхприбыльность деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, предусмотренные действующим законодательством меры воздействия не обеспечивают возможности эффективного противодействия нарушениям и не способствуют их искоренению. После уплаты небольшого по сравнению с прибылью, получаемой от незаконной деятельности, штрафа предприниматели без труда возобновляют и продолжают свою деятельность.
Практика правоприменения статей 191 и 192 Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что в 90% случаев назначается условное наказание, в связи с чем возможно снижение срока лишения свободы при существенном увеличении размера штрафа. По данным ФСБ России, ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах составляет более 1 млрд. рублей.
Так, совместными действиями правоохранительных органов Республики Дагестан с государственной инспекцией ФКУ "Пробирная палата России" выявлен факт сдачи в 2019 году индивидуальными предпринимателями (7 человек) на клеймение около 95 тыс. изделий из золота общей массой 375 кг, стоимостью только металла около 668 млн. рублей. Общая стоимость изделий составляет около 1,5 млрд. рублей, при этом легальность происхождения золота и изделий не подтверждается.
Также по информации, поступившей от ФСБ России, в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. следственными подразделениями службы возбуждено 166 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. При этом ежегодно в незаконный оборот поступает 5-6 тонн золота.
По сложившейся судебной практике ответственность лиц, совершивших преступления, ограничивается условным сроком лишения свободы с малозначительными штрафами, и правонарушители продолжают свою противоправную деятельность.
Законопроектом предлагается ввести ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
По данным правоохранительных органов, в связи с отсутствием ответственности за незаконную добычу драгоценных металлов и (или) драгоценных камней ежегодный ущерб экономике государства составляет более 2 млрд. рублей в год.
Указанная проблема приводит к ухудшению криминальной обстановки в золотодобывающих регионах, а также в республиках Северного Кавказа, на который приходится основной объем сбыта находящихся в незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней (незаконная добыча золотосодержащего сырья и нелегальная скупка добытого золотосодержащего сырья, "подпольные" аффинажные заводы (кустарные лаборатории), которые доводят золото до качества, необходимого для реализации через ломбарды и скупщиков под видом принесенных гражданами переплавленных изделий, контрафактное производство ювелирных изделий без документов, подтверждающих источники происхождения драгоценных металлов).
Законопроектом предлагается ввести ответственность за незаконное осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов (аффинаж).
Законопроектом предлагается предусмотреть конфискацию денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, в случаях незаконной добычи драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также в случаях осуществления незаконного аффинажа.
Корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения следователей органов внутренних дел полномочиями по расследованию преступлений, предусмотренных вводимыми законопроектом нормами.
В законопроекте не употребляются отдельно понятия "жемчуг", "лом и отходы драгоценных металлов", поскольку согласно статье 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не несет отрицательных социально-экономических последствий и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.