Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1173094-7 "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с целью совершенствования системы мер, направленных на увеличение занятости осужденных в период отбывания наказания.
Производственный сектор уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является одним из основных направлений деятельности ФСИН России, обеспечивает загрузку трудовой функцией осужденных, что в свою очередь обеспечивает возмещение расходов на содержание осужденных и погашение сумм исковых требований.
Уголовно-исполнительная система располагает трудовыми ресурсами и свободными производственными площадями для производства товаров (работ, услуг). Преимуществом является и возможность обеспечения круглосуточного производства.
В последнее время наблюдается тенденция расширения сотрудничества ФСИН России с предпринимательским сообществом. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели размещают на площадках УИС свои производства, а также привлекают осужденных к труду на объектах, расположенных вне учреждений УИС. Это обеспечивает повышение показателей занятости осужденных и возмещения ущерба потерпевшим, способствует адаптации осужденных после освобождения.
При этом необходимо дальнейшее развитие системы мер, направленных на увеличение занятости осужденных в период отбывания наказания. Еще не все производственные мощности УИС загружены, не полностью используется земельный фонд.
Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" введены соответствующие положения о социальном предпринимательстве. Согласно статье 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъект малого или среднего предпринимательства, который обеспечивает занятость лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость признается социальным предпринимателем, что, в свою очередь дает ему право на получение дополнительных мер поддержки, установленных действующим законодательством для "социальных предпринимателей".
В силу необходимости обеспечения занятости осужденных в период отбывания наказания законопроектом предлагается включить в категории социально уязвимых категории граждан, обеспечение занятости которых дает возможность стать "социальным предпринимателем", лиц, осужденных к лишению свободы и принудительным работам в период отбывания наказания, наряду с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Такой подход соответствует задачам социального предпринимательства:
- решение общественных проблем и усиление внимания к вопросам социальной ответственности;
- сочетание социальной направленности, инновационных подходов и умения работать в рыночных условиях, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса.
Кроме того в рамках организации производства на территории учреждений УИС социальное предприятие дает возможность осужденным получить навыки работы на оборудовании, способствует освоению новых трудовых функций, повышению культуры труда и уровня ответственности, что оказывает влияние на выпуск качественной продукции и возможность трудоустройства после освобождения на данном предприятии, а, следовательно, социальную адаптацию осужденных после их освобождения. Социальное предпринимательство в сфере привлечения осужденных к труду является также мерой профилактики рецидивной преступности в конкретном муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации.
Особенностью привлечения к труду осужденных к лишению свободы является то, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются ограниченно. В связи с тем, что обязанность осужденного трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, вне зависимости от его волеизъявления закреплена в статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, на осужденного к лишению свободы не распространяются нормы трудового законодательства в части приема и увольнения с работы. В силу ограничения гражданских прав и свобод, установленных уголовно-исполнительным законодательством, осужденный к лишению свободы не может заключать трудовой договор. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы на объектах иных организационно-правовых форм, в том числе на объектах социального предпринимательства осуществляется посредством заключения такими организациями договора гражданско-правового характера с учреждением УИС. В свою очередь учреждение УИС, из полученных доходов по такому договору начисляет осужденному заработную плату, страховые взносы, производит удержания по исполнительным документам и за его содержание. Таким образом, осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду в рамках такого договора не могут учитываться в среднесписочной численности работников социального предприятия. Расходы по такому договору, осуществляемые социальным предприятием, не могут учитываться в составе расходов на оплату труда. Таким образом условия о среднесписочной численности работников не корректны в сегменте взаимоотношений при организации труда осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 года N 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.