Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях нормативной регламентации процедуры оформления официального присутствия зарубежных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, затрагивающую интересы российских граждан, а также в целях установления равных условий деятельности для российских и иностранных лиц.
В настоящее время существенную долю рынка информационных технологий занимают зарубежные корпорации. Так, по данным различных исследований, поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей. Второе и третье место по популярности среди социальных сетей в России занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). Кроме того, по данным Mediascope, видеохостинг YouTube, который также принадлежит компании Google, LLC, является третьим по популярности сайтом в России, его ежемесячная аудитория составляет более 44 миллионов человек.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит прямой обязанности для Интернет-компаний, оказывающих информационные услуги российским гражданам, учредить на территории Российской Федерации юридическое лицо, уполномоченное действовать от имени такой компании, что позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции.
Например, компании Facebook, Inc. и Twitter, Inc. несмотря на упомянутый ранее объём российских пользователей, не имеют на территории России официальных представительств. Действующие в России ООО "Гугл" и ООО "Эпл Рус" не являются официальными представительствами материнских компаний.
Несмотря на неосуществление деятельности на территории Российской Федерации де юре, де факто сервисы зарубежных ИТ-компаний используется гражданами Российской Федерации, им предоставляются услуги (в том числе платные или с условием просмотра ориентированной на российскую аудиторию рекламы), обрабатываются их персональные данные. Вместе с тем требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объёме.
В большинстве случаев требования российских государственных органов рассматриваются зарубежными компаниями их представительствами как выход за пределы юрисдикции Российской Федерации. Судебные и административные споры по таким вопросам приобретают политическую окраску.
Законопроектом предлагается создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет компаниями на территории России, обеспечив для этого необходимую нормативную правовую базу.
Законопроектом предусмотрено, что владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, для работы в Российской Федерации должны будут создать филиалы или открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России.
Такие обязанности также будут распространяться на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети Интернет.
Кроме того законопроектом предусмотрены дополнительные меры понуждения иностранных интернет-компаний к выполнению российского законодательства:
информирование пользователей информационного ресурса о нарушении законодательства Российской Федерации;
запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе;
запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе;
запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
запрет на поисковую выдачи;
запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Таким образом, разработанный законопроект призван упорядочить работу массовых иностранных интернет-сервисов в Российской Федерации, обеспечить защиту российских пользователей от возможного деструктивного воздействия.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.