Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1176742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования отдельных вопросов в сфере образования"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на закрепление на уровне законодательства Российской Федерации отдельных положений, направленных на существенное повышение доступности образования в Российской Федерации, а также на совершенствование отдельных вопросов в сфере образования.
Прежде всего, законопроектом закрепляется положение, согласно которому в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
На сегодняшний день общедоступность и бесплатность образования гарантируется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые могут существенно снижать уровень предоставляемых государственных гарантий. В этой связи представляется важным закрепить, что гарантии общедоступности и бесплатности образования определяются Конституцией Российской Федерации, что не позволит уменьшить их объем.
Следующей важнейшей новеллой является отказ от действующей концепции, при которой законодательством закрепляется порядок оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Образование в Российской Федерации по своей конституционно-правовой природе является не услугой, а важнейшей гарантией, предоставляемой государством. В этой связи настоящим законопроектом, в частности, предлагается изменить наименование статьи 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", изложив её как "Особенности финансового обеспечения государственных гарантий реализации права на образование в Российской Федерации".
Не менее важной нормой является предусмотренная настоящим законопроектом норма, согласно которой государство гарантирует ежегодное финансирование образования в размере не менее 7 процентов объема валового внутреннего продукта. Кроме того, закрепляется недопустимость снижения указанного финансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, устанавливается минимальный объем и защищенность указанных статей расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом закрепляется важнейшее положение, согласно которому федеральные государственные органы обязаны (в настоящее время за федеральными государственными органами закреплено лишь такое право) обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях реализации принципа общедоступности и бесплатности образования закрепляется положение, согласно которому обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек; расходы на образование детей в группах продлённого дня, содержание в образовательных организациях и обучение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
В целях совершенствования образовательного процесса, усиления гарантий наименее защищенных групп обучающихся и реализации индивидуального подхода в отношении них, предлагается предусмотреть изменения в структуре системы образования. В частности, предлагается установить, что образование подразделяется не только на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), но и специальное (коррекционное) образование для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальное образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Кроме того, законопроектом предлагается ввести новый вид образовательных организаций - специальная образовательная организация, определив ее как образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по адаптивным образовательным программам дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, присмотр и уход за детьми перечисленных категорий, а также образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по адаптивным образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Предлагается закрепить положение, согласно которому организация образовательного процесса специальными образовательными организациями осуществляется исходя из принципов оптимального и адекватного уровня нагрузки на обучающихся относительно их физических и психических возможностей.
Также в целях предоставления дополнительных гарантий работникам сферы образования предлагается дополнить требования, включаемые в федеральные государственные образовательные стандарты, установив, что туда помимо действующих требований обязательна к включению:
- номенклатура должностей педагогических работников организаций, руководителей образовательных организаций, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала;
- норма количества обучающихся в образовательных группах образовательных организаций в количестве не более 20 человек обучающихся в одной группе.
Кроме того, настоящим проектом федерального закона предлагается существенно изменить порядок принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации в целях расширения прав общественности, советов обучающихся, родителей и профессиональных союзов образовательных организаций. В целях реализации указанных положений законопроектом устанавливается, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании проведения общественных слушаний по этому вопросу, проведенных после принятия решения о ликвидации образовательной организации коллегиальными органами управления, советами обучающихся, родителей (законных представителей), профессиональными союзами образовательной организации, а также при наличии последующего положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Одновременно с этим законопроектом изменяется порядок утверждения устава образовательной организации и внесения в него изменений. В частности, устанавливается, что устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем совместно с коллегиальным органом управления образовательной организации.
Кроме того, в целях повышения эффективности управления образовательной организацией устанавливается, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления.
Устанавливается, что управление образовательной организацией осуществляется руководителем образовательной организации (ректором, директором, заведующим, начальником или иным руководителем) и органами общественного самоуправления образовательной организации. Органами общественного самоуправления образовательной организации являются общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет.
Предлагается определить следующие полномочия органов общественного самоуправления образовательной организации:
1. Руководитель образовательной организации избирается тайным голосованием всеми педагогическими работниками данной образовательной организации.
2. Орган общественного самоуправления образовательной организации участвует в обсуждении и утверждении изменений устава образовательной организации.
3. Орган общественного самоуправления образовательной организации имеет право контроля за деятельностью руководителя образовательной организации, вправе наложить вето на его решение, отрешить его от должности.
При этом контроль над расходованием бюджетных средств образовательного учреждения осуществляется советами обучающихся, родителей, профессиональными союзами.
Кроме того, в целях обеспечения стабильности образовательного процесса, недопустимости снижения качества образования, а также повышения нагрузки на обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, закрепляется положение, согласно которому изменения формы либо порядка проведения итоговых аттестаций не могут применяться в течение двух календарных лет со дня вступления в силу соответствующих изменений законодательства.
Также настоящим законопроектом предлагается признать утратившим силу положение части 11 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", существенно ухудшившее положение научно-педагогических работников и снижающих их мотивацию к занятию педагогической деятельностью. Указанным положением, в частности, устанавливалось, что "со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.".
Реализация положения настоящего законопроекта существенно повысит качество образовательного процесса в Российской Федерации, прозрачность и эффективность принимаемых управленческих решений, повысит доступность образования в Российской Федерации, обеспечит защиту прав и законных интересов обучающихся и педагогов, а также реализацию положений Конституции Российской Федерации по обеспечению общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования отдельных вопросов в сфере образования"
Принятие проекта настоящего федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования отдельных вопросов в сфере образования"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.