Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на повышение доступности образования в Российской Федерации и совершенствование правового регулирования отдельных вопросов в сфере образования.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта снижают установленные законодательством Российской Федерации гарантии в сфере образования, а также могут привести к возникновению проблем в правоприменительной практике.
Так, из части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) законопроектом предлагается исключить положения об общедоступности и бесплатности начального общего и среднего общего образования, а также его осуществлении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Законопроектом также предлагается изменить структуру системы образования, предусмотрев в ней специальное (коррекционное) образование для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальное образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не соответствуют содержанию изменяемой нормы, так как действующая редакция части 2 статьи 10 Федерального закона, устанавливающей уровни образования в зависимости от вида реализуемых образовательных программ.
Предусмотренные законопроектом положения, устанавливающие, что в федеральные государственные образовательные стандарты должны быть включены требования к номенклатуре должностей педагогических работников и норме количества обучающихся в образовательных группах, не соответствуют предмету правового регулирования части 3 статьи 11 Федерального закона.
Необходимо отметить, что предлагаемая законопроектом норма, согласно которой государство гарантирует ежегодное финансирование образования в размере не менее семи процентов объема валового внутреннего продукта, не корреспондируется с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законопроектом также предусматривается установление расходных обязательств, которые могут быть исполнены одновременно за счет средств двух или более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принятие соответствующего федерального закона повлечет выделение дополнительных средств из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок финансирования новых расходных обязательств не определены.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 сентября 2020 г. N 8614п-П8 "Заключение на проект федерального закона N 1176742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования отдельных вопросов в сфере образования", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.М. Мироновым"
Текст письма опубликован не был