Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1176745-7 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на закрепление на уровне законодательства Российской Федерации отдельных трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников. В частности, законопроектом предлагаются следующие новеллы:
- закрепление права педагогического работника на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
- закрепление права педагогического работника на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, но не может составлять менее 48 рабочих дней;
- закрепление права педагогического работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом право на назначение страховой пенсии по старости возникает не позднее, чем при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
- закрепление права на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- установление положения, согласно которому учебная (преподавательская) и воспитательная нагрузка не может составлять более 20 часов при нагрузке в неделю 36 часов. Оставшиеся 16 часов при этом будет составляет иная педагогическая работа. При этом педагогический работник вправе самостоятельно определять время и место выполнения другой педагогической работы при условии достижения необходимых результатов такой работы.
- важной новеллой настоящего законопроекта, направленной на снижение нагрузки на педагогических работников и повышение качества образования, является закрепление положения о соблюдении условия о предельном соотношении между количеством обучающихся (воспитанников) и численностью педагогического состава. В частности, устанавливается, что образовательная организация должна обеспечить соблюдение следующих условий о предельном соотношении между количеством обучающихся (воспитанников) и численностью педагогического состава:
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника дошкольной образовательной организации не может превышать 7.
Число обучающихся в расчете на 1 педагогического работника образовательной организации общего образования не может превышать 10.
Число обучающихся в расчете на 1 педагогического работника профессиональной образовательной организации не может превышать 10.
Число обучающихся в расчете на 1 педагогического работника образовательной организации высшего образования не может превышать 7.
- Важнейшей гарантией повышения престижа профессии педагогов является обеспечение достойного уровня оплаты труда педагогических работников. В этой связи настоящим законопроектом закрепляется положение, согласно которому размер должностных окладов педагогических работников устанавливается за норму часов педагогической работы в неделю. Минимальный размер должностного оклада при этом не может составлять менее 100 процентов от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность. Средняя заработная плата педагогических работников при этом должна составлять не менее чем 200 процентов от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность.
В целях недопустимости ухудшения положения педагогических работников одновременно устанавливается положение, согласно которому должностной оклад педагогического работника не включает в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты и не нормируется в зависимости от количества обучающихся.
Вне зависимости от типа образовательной организации размер дополнительных выплат (сверх должностных окладов), за наличие ученой степени, не может быть менее:
1) в отношении докторов наук в размере одного минимального должностного оклада в организации;
2) в отношении кандидатов наук в размере не менее половины должностного оклада в организации.
- В целях повышения престижа осуществления научной деятельности среди педагогических работников настоящим законопроектом предлагается закрепить положение, согласно которому дополнительные выплаты за наличие ученых званий педагогических работников образовательных организаций высшего образования устанавливаются в отношении:
- профессоров в размере 60 процентов должностного оклада;
- доцентов в размере 40 процентов должностного оклада.
Устанавливается, что дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций должно составлять 5000 рублей.
В случае, если число обучающихся, в отношении которых педагогический работник осуществляет классное руководство, превышает 15, дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство увеличивается на 20 процентов.
В случае, если число обучающихся, в отношении которых педагогический работник осуществляет классное руководство, превышает 25, дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство увеличивается на 40 процентов.
В случае, если число обучающихся, в отношении которых педагогический работник осуществляет классное руководство, превышает 35, дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство увеличивается на 60 процентов.
Реализация положения настоящего законопроекта будет способствовать существенному улучшению положения педагогических работников, равно как и повышению престижа профессии педагога. Одновременно с этим законопроект решит важнейшие задачи по снижению на педагогов излишней нагрузки, установит четкие правила по определению их трудовых обязанностей и будет способствовать повышению мотивации при осуществлении педагогическими работниками их трудовой деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Принятие проекта настоящего федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.