Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1177082-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации наделены полномочиями по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Сохраняющийся в течение всего периода деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (с 2016 года) достаточно высокий уровень правонарушительства в сфере оборота оружия и анализ последствий нарушений законодательства Российской Федерации в указанной сфере, связанных с этим угроз и рисков для общества и государства, послужили причиной разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия" (далее - законопроект).
Так, за административные правонарушения в сфере оборота оружия привлечено к административной ответственности:
в 2016 году - 255 623 лица;
в 2017 году - 253 996 лиц;
в 2018 году - 237 219 лиц;
в 2019 году - 250 955 лиц.
В этой связи полагаем, что предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) мер административной ответственности для обеспечения правопорядка в сфере оборота оружия и предупреждения преступлений, совершаемых с его использованием, недостаточно.
В целях повышения эффективности государственного контроля за оборотом оружия в Российской Федерации законопроектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере оборота оружия с двух месяцев до одного года. Указанная мера призвана обеспечить неотвратимость наказания за такие правонарушения, которые характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а также могут повлечь наступление более тяжких последствий в связи с неправомерными действиями в рамках оборота оружия.
Установление предлагаемого законопроектом срока давности обусловлено периодичностью проведения контрольных мероприятий за оборотом оружия, которые осуществляются один раз в 6 месяцев для юридических лиц и один раз в год - для граждан, в ходе которых, как правило, и происходит выявление нарушений правил оборота оружия, фактов его утраты и иных обстоятельств, подлежащих административно-правовой оценке.
Например, граждане, изменившие место жительства, обязаны в двухнедельный срок обратиться в территориальный орган Росгвардии по новому месту жительства для перерегистрации принадлежащего им оружия. В свою очередь, неисполнение указанной обязанности влечет ответственность по части 1 статьи 20.11 КоАП.
Также в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона "Об оружии" приобретенное по лицензиям Росгвардии оружие подлежит регистрации в соответствующем территориальном органе Росгвардии в двухнедельный срок со дня приобретения, а срок действия указанной лицензии составляет 6 месяцев. Указанные обстоятельства также создают условия для ненаказуемости граждан и юридических лиц по вышеуказанной статье КоАП по истечении двухмесячного срока со дня невыполнения ими обязанности по постановке на учет приобретенного оружия до окончания срока действия выданной им лицензии.
Кроме того, владельцы оружия, утратившие оружие вследствие нарушения правил его хранения и ношения, не известившие Росгвардию или органы внутренних дел об указанном происшествии, по истечении срока давности (2 месяца) также не подлежат административной ответственности за нарушение указанных правил (статья 20.8 КоАП).
Указанные обстоятельства создают условия для поступления оружия в незаконный оборот и препятствуют своевременному проведению мероприятий по его розыску.
Учитывая, что срок давности исчисляется со дня совершения соответствующего правонарушения, эти правонарушения не являются длящимися и правонарушители на практике зачастую продолжают уклоняться от исполнения своих обязанностей с целью избежания административного наказания, а оружие и условия его хранения в течение указанного срока фактически не контролируются. Эти обстоятельства несут дополнительные угрозы общественной безопасности, а принцип неотвратимости наказания в отношении правонарушителя не реализуется.
В связи с необходимостью совершенствования правоприменения отдельных статей КоАП, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений в сфере оборота оружия (в частности, частей 4 и 6 статьи 20.8, статьи 20.10), законопроектом предлагается отграничить деяния, выразившиеся в нарушении установленных правил оборота гражданского оружия, от деяний, связанных с незаконным оборотом такого оружия.
Следует также отметить, что на сегодняшний день утрата оружия не рассматривается как более тяжкое правонарушение, чем правонарушение, не связанное с утратой оружия (например, ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения не в кобуре, как это предусмотрено правилами, а за ремнем предусматривает одинаковое административное наказание независимо от того, было ли оружие при этом утрачено).
Всего за последние пять лет в Российской Федерации было утрачено 28 283 единицы оружия, состоящего на учете в Росгвардии.
При этом утраченное оружие попадает в незаконный оборот и используется при совершении преступлений, о чем свидетельствуют правоприменительная практика и факты обнаружения и изъятия с мест преступлений огнестрельного оружия, переделанного из гражданского (газового, сигнального, огнестрельного оружия ограниченного поражения, обрезы охотничьих ружей), зачастую с уничтоженными идентификационными номерами.
В этой связи статьи 20.8 и 20.12 КоАП дополняются специальными нормами, устанавливающими более строгое наказание за нарушение правил оборота оружия в случаях, если такое нарушение повлекло утрату оружия.
Указанное предложение корреспондирует положениям статьи 224 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 1591 "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", определяющего правила хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, статья 20.8 КоАП дополняется новой частью, устанавливающей ответственность за нарушение указанных правил.
В настоящее время в соответствии с КоАП установлена ответственность лишь за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (часть 6 статьи 20.8) и незаконные изготовление, продажу пневматического оружия или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм (статья 20.10).
В то же время для газового, сигнального и пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж за такие незаконные действия ответственность не установлена. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оружии" в Российской Федерации запрещен оборот метательного броскового оружия в качестве гражданского и служебного оружия, а также установлен запрет на ношение гражданами холодного оружия в целях самообороны. Вместе с тем ответственность за их ношение не установлена.
Предлагаемая законопроектом редакция статьи 20.10 КоАП направлена на устранение указанных правовых пробелов. Таким образом, указанной статьей будет установлена ответственность за незаконный оборот всех видов и типов оружия при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новыми нормами (частями 4.3 и 4.4 статьи 20.8 и частью 4 статьи 20.12 КоАП), а также статьей 20.10 КоАП, наделяются должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации, по рассмотрению с учетом предусмотренных мер административной ответственности - судьи.
При этом за совершение административного правонарушения, предусмотренного проектируемой редакцией части 6 статьи 20.8 КоАП, полномочиями по составлению протоколов наделяются должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации, по рассмотрению - должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации, а также судьи при направлении им протокола для рассмотрения в случае необходимости применения к правонарушителю наказания в виде приостановления деятельности юридического лица.
Одновременно с усилением ответственности за совершение административных правонарушений в сфере оборота оружия законопроектом предусматриваются меры по гуманизации соответствующих правовых норм.
В этой связи целесообразно предусмотреть освобождение от такой ответственности в случае добровольной сдачи оружия по аналогии с примечанием к статье 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, что будет побуждать правонарушителя к прекращению противоправной деятельности.
Так, предлагается дополнить статью 20.10 КоАП примечаниями, в соответствии с которыми лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, будет освобождаться от ответственности за правонарушение, предусмотренное указанной статьей, за исключением случаев, когда эти действия были осуществлены при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по обнаружению и изъятию оружия.
Например, в случае если владелец оружия своевременно не обратится в Росгвардию (ее территориальный орган) с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение этого оружия, но в последующем по истечении установленного срока такого обращения добровольно сдаст это оружие в Росгвардию (ее территориальный орган) или органы внутренних дел для хранения на период оформления ему разрешительного документа, то это лицо будет освобождено от ответственности по статье 20.10 КоАП.
Представляется, что предполагаемые нормы устанавливают соразмерную и достаточную меру ответственности за нарушения в сфере оборота оружия. Такой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. N 5 (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 7, от 3 декабря 2013 г. N 34, от 11 июня 2019 г. N 15) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"), согласно которой в случае добровольной сдачи оружия лицо освобождается от уголовной ответственности по статьям 222 - 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.
При этом стимулом для инициативного устранения гражданином допущенных нарушений законодательства Российской Федерации будет применение в отношении него более мягкого вида наказания только по статье 20.11 КоАП, чем предусмотренного в настоящее время частью 6 статьи 20.8 КоАП.
Кроме того, предлагается внести изменения в часть 5 статьи 13.15 КоАП, устанавливающие административную ответственность за распространение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению оружия, самостоятельному изготовлению, переделке огнестрельного оружия и его основных частей, наряду с совершением таких действий в отношении взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также повышающие предельные размеры установленных указанной нормой санкций за ее нарушение.
Указанные предложения носят, прежде всего, превентивный характер и направлены на предупреждение незаконного изготовления оружия и последующего его использования при совершении преступлений, в том числе террористического характера.
Так, проведенными в 2013 - 2018 годах контрразведывательными и оперативно-розыскными мероприятиями из незаконного оборота изъято свыше 11 000 единиц самодельного огнестрельного оружия, ликвидировано более 440 подпольных мастерских по восстановлению боевых свойств списанного оружия.
Анализ обстоятельств осуществления преступной деятельности свидетельствует о доступности технологий изготовления и переделки оружия, в том числе распространяемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
В целом реализация предусмотренных законопроектом мер позволит:
а) снизить количество случаев утраты оружия;
б) повысить законопослушность владельцев оружия;
в) повысить уровень общественной безопасности и эффективность принимаемых к правонарушителям мер;
г) обеспечить своевременное изъятие оружия у граждан, допускающих грубые нарушения порядка его оборота;
д) устранить неопределенность правоприменения при выявлении фактов нарушения установленных законодательством Российской Федерации запретов в сфере оборота оружия;
е) обеспечить установленные Федеральным законом "Об оружии" запреты, ограничения и обязанности мерами административной ответственности, соответствующими угрозам, на защиту от которых направлен указанный закон согласно его преамбуле.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая, что законопроект предусматривает новые составы административных правонарушений исключительно за деяния, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации носят противоправный характер и подлежат пресечению другими, менее эффективными административно-правовыми средствами (вынесение предписаний, изъятие оружия до устранения нарушений законности без привлечения к ответственности), дополнительных ресурсных затрат заинтересованных государственных органов не прогнозируется.
Кроме того, в связи с законодательным закреплением новых составов административных правонарушений увеличения общего количества выявляемых правонарушений в сфере оборота оружия не предполагается. Так, снижению нагрузки государственных органов в рамках производства по делам об административных правонарушениях и исполнения административных наказаний будут способствовать следующие факторы:
реализация правовой нормы, предусмотренной проектируемым примечанием к статье 20.10 КоАП, в части освобождения от административной ответственности по указанной статье в случае добровольной сдачи виновным лицом оружия;
установление уголовной ответственности взамен административной за незаконное изготовление пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, предусмотренное проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";
предусмотренное законопроектом повышение мер административной ответственности за совершение отдельных правонарушений в сфере оборота оружия направлено на стимулирование соблюдения законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.