Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" в части вопросов таможенного регулирования, Комитет сообщает следующее.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах для приведения ряда федеральных законов в соответствие с нормами права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в части механизма применения таможенной процедуры таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) в особых, свободных экономических зонах и приравненных к ним территориях со специальным режимом регулирования предпринимательской деятельности (далее - ОЭЗ).
Предлагается внесение изменений в следующие федеральные законы: "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ; "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ; "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ; "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ; "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ; "О свободном порте Владивосток" от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ.
Законопроект направлен на формирование законодательных основ для применения упрощений, связанных с таможенной процедурой СТЗ, предусмотренных правом ЕАЭС.
Проект федерального закона формирует механизм упрощенного порядка завершения таможенной процедуры СТЗ с прекращением нахождения товаров под таможенным контролем в отношении помещенных под указанную таможенную процедуру товаров, а также товаров, полученных из них. Данное упрощение распространяется, в том числе на расходование (потребление) товаров при создании, эксплуатации, ремонте и реконструкции на территории ОЭЗ объектов недвижимости, эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования.
Кроме того, расширены возможности вывоза товаров за пределы ОЭЗ без завершения таможенной процедуры СТЗ, в том числе, в случаях вывоза товаров для собственных производственных и технологических нужд, а также для совершения операций по переработке (обработке), изготовлению товаров.
Также законопроект обеспечивает механизм упрощений для ОЭЗ, например, свободного порта Владивосток, в том числе в части сокращения требований к резидентам таких зон, обеспечивших доступ таможенных органов к системам учета товаров резидентов.
Поэтому, в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" (далее - Закон) потребует признания утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N 975 "Об определении состава сведений представляемой в таможенные органы предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Евразийского экономического союза, необходимой для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток".
В отношении ОЭЗ в Калининградской области законопроект содержит положения, направленные на упрощение перемещения товаров между территорией ОЭЗ и остальной частью территории Российской Федерации с учетом статуса перемещаемых товаров.
Помимо указанных выше сущностных изменений, предлагается унификация терминологии, используемой в перечисленных выше федеральных законах. Так, предлагается слова "в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза" заменить словами "в соответствии с правом Евразийского экономического союза"; слова "уполномоченным в области таможенного дела" заменить словами "осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела"; слова "Таможенного союза" заменить словами "Евразийского экономического союза"; слова " Комиссией Таможенного союза" заменить словами "Евразийской экономической комиссией" и т.д.
При этом обращаем внимание, что в некоторых федеральных законах предлагается слова "Соглашением о СЭЗ" заменить словами "Таможенным кодексом Евразийского экономического союза", а в некоторых - "Соглашением о СЭЗ" заменить словами "правом Евразийского экономического союза". Необходимо уточнить данное изменение ко второму чтению.
В целом, поддерживая концепцию законопроекта, обращаем внимание на отсутствие в тексте статьи, определяющей сроки вступления в силу Закона, что требует устранения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации, не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом и предлагаемых в нем решений, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.